Автор: протоиерей Игорь Гагарин
«Будьте счастливы!» Каким бы банальным ни выглядело такое пожелание, в день Святой Троицы оно уместнее, чем в любой другой день.
Счастья друг другу мы желаем часто. Любое наше поздравление с любым праздником сопровождается пожеланием счастья, и это очень понятно. Другим ведь мы желаем того, чего хотим себе, а кто из нас не хочет быть счастливым? Другое дело, какой смысл мы в это слово вкладываем. Не об этом ли в основном размышляют и спорят все мудрецы мира, не о том ли, что в конце концов может сделать человека по-настоящему счастливым? Много было ищущих, немало и тех, кто утверждал, будто нашел ответ на этот вопрос. Есть такой ответ и у нас, христиан, и с особой силой звучит он в каждом православном сердце в дни празднования Троицы. В Евангелии, читаемом на Литургии в этот день, есть такие слова: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7, 37). О какой жажде здесь говорится? Разумеется, не о телесной, а о духовной! Он, Иисус Христос, может утолить ее. Только Он и никто другой. Но КАК утолить, ЧЕМ утолить? Далее в Евангелии мы читаем: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7, 38–39).
Сие сказал Он о Духе, о Духе Святом, Которого тогда еще не было на учениках, потому что еще не совершил Господь всего, что должен был совершить, для чего пришел на землю. Впереди были крестные страдания, мучительная и позорная смерть, славное Воскресение и Вознесение на небеса. Перед тем, как идти на муку, Он обещает ученикам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины (Ин. 14, 15–17). Горько и больно ученикам расставаться с любимым Учителем, но Он снова повторяет: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7).
Дух Святой сошел на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Спасителя и на десятый после Его Вознесения. Ученики неотлучно пребывали в Иерусалиме и ждали, когда получат они обещанную Господом «силу свыше». И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого (Деян. 2, 2–4).
Что же произошло вслед за этим? Ученики Христовы стали НОВЫМИ ЛЮДЬМИ. Во-первых, у них открылась способность проповедовать на иных языках, тех, которых они раньше не знали. В тот момент это было нужно – как без этого идти на проповедь к другим народам? Но главное – в другом. Никакое знание не поможет, если нет мужества, стойкости, решимости претерпеть всё вплоть до мученической смерти (а ведь так и случилось – претерпели!) ради совершения дела, к которому призвал Господь.
«Но причем здесь счастье?» – могут спросить многие. Апостолы получили силу на служение, но разве это то же самое, что счастье?
Приняв благодать Святого Духа, ученики Христовы стали не только сильными и мужественными, они исполнились несказанной радости. Восторг, охвативший апостолов, был настолько ярок, что окружающие приняли их сначала за пьяных. А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13). Конечно! Как еще объяснить такое радостное дерзновение? Петру пришлось возвысить голос и возгласить: Они не пьяны, как вы думаете. Дело в другом: сбылось древнее пророчество, предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть (Деян. 2, 15–17).
Счастье – это радость в наиболее сильной степени. Иначе говоря, СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ. Перед тем, как идти на муку и смерть, Господь молится Отцу об учениках и просит, чтобы они имели в себе радость Его совершенную (Ин. 17, 13).
Счастье – это РАДОСТЬ ХРИСТОВА СОВЕРШЕННАЯ! Эту радость не принесут никакие наши успехи и удачи, никакие победы и достижения, ни, тем более, деньги, вино и различные плотские и душевные удовольствия. Какую-то радость все это доставляет, конечно, но очень непрочную и недолговечную. Только Дух Святой может утолить жажду подлинной жизни, пускай даже исполненной трудов и лишений. Только в Духе Святом – настоящая Любовь, настоящая Свобода и, снова повторим, настоящее Счастье. Аминь.
Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма
с. Ивановское Московской области
Фото: Галина Акулова
Тайны Пресвятой Троицы: Рождение Сына и Исхождение Святого Духа Автор: Протоиерей Борис Балашов Возвещая истину рождения Сына от Отца через рождение, Откровение Божие не объясняет, как именно нужно понимать этот факт рождения. Почему - вполне понятно, ведь все наши слова и понятия отражают реальность земного мира и могут быть очень условно применимы к миру Небесному и духовному.
Вдохновение (Праздник Святой Троицы) Автор: Протоиерей Игорь Гагарин О том, что это значит - быть человеком, - сейчас подробно говорить не станем. Об этом - все Евангелие. Образ подлинного, совершенного Человека - перед каждым, кто не пожелает от Него отвернуться, - Иисус Христос, совершенный Бог, совершенный Человек. Не у всех, кто узнал о Нем, кто прочитал Евангелие, встреча со Христом происходит одинаково. У одних - "возгорается сердце", раскрываются духовные очи и происходит внутренний переворот, переоценка всех ценностей или, точнее, покаяние. У других - сердце не возгорается или, скажем с надеждой, пока не возгорается. У них, надеемся, все впереди.
А вот у первых, у тех, кто уверовал, покаялся, обратился, - у них всегда ли перемена убеждений переменяет жизнь?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|