Автор: протоиерей Борис Балашов
Юная Дева Мария полюбила Бога всем сердцем, всеми силами Своей души. Поэтому для Нее стало естественным дать Богу обет безбрачия, чтобы жить только этой святой любовью. Поскольку родители Пресвятой Девы Иоаким и Анна скончались, Господь устроил жизненный путь юной Марии таким образом, что Ее взял в свою семью формально на правах жены, а фактически на положении дочери родственник, престарелый многодетный вдовец Иосиф, который стал Её опекуном и хранителем.
Когда Пресвятая Дева жила в семье Иосифа, произошло удивительное событие, имеющее всемирно-историческое значение. Архангел Гавриил возвестил: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лк. 1, 28; 30-31). Когда Ангел Господень объяснил, что это рождение произойдет без нарушения принятого Ею обета девства, Мария с радостью выразила готовность во всем исполнить волю Бога: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк. 1, 38). И с этого времени под сердцем у Пресвятой Девы появилось новое живое Существо: Сын Божий стал Сыном Девы - Богочеловеком.
В событии Благовещения открывается великая тайна Божиего плана спасения человека от его страшной и мучительной болезни - первородного греховного повреждения всей его природы, как духовной, так и телесной. "Сын Бога становится Сыном человека, чтобы, заимствовав худшее, преподать мне лучшее" (стихира утрени "на хвалитех", русский перевод).
Бог сотворил человека как самое высшее и совершенное существо, "венец творения" в созданном из небытия мире. Люди сотворены по образу Божиему как некий прекрасный портрет своего Создателя. Черты этого образа Творца в человеке мы видим и в совершенстве его организма, творческом уме, интеллекте, способности самоотверженно любить, наличии нравственных ценностей и совести, и во многом другом, но самое главное - в человеческом духе: это как бы самый верхний этаж во внутреннем мире человеческой личности, выше ума и психики. Духом своим человек может общаться с Богом и им же задает направление деятельности своего ума, психики и всего существа. Это свойственно лишь человеку, животные имеют только ум и психику, но духа у них нет.
Люди не только сотворены по образу Божиему, но и призваны стать подобными Богу, то есть уподобиться Ему, возрасти до, так сказать, максимальной похожести на собственного Творца во всех своих способностях и качествах.
Возьмем, к примеру, грудного ребенка, который похож на родителей, является как бы их портретом, но при этом совершенно беспомощен. Должно пройти еще много лет, чтобы этот пищащий комок стал самостоятельным и во всех отношениях взрослым человеком, как его родители. Так и созданный Богом человек должен дорастать во всех качествах, в первую очередь в любви, до своего Создателя.
Дьявол предложил людям ложный путь - помимо истинного Бога самим стать богами для самих себя, закрыть для своей души небо и самостоятельно определять, что хорошо и что плохо, то есть жить по принципу, как мы теперь часто говорим: не Бог, а "человек есть мера всех вещей", или, выражаясь словами Ф.М. Достоевского, "если Бога нет, то все позволено".
Люди попались в эту ловушку дьявола, предали любовь Божию, а в результате сломались, потеряли благодатную жизнь своего духа, исказились всеми своими нравственными качествами, потеряли божественную глубину ума и совершенство всякой земной любви. Смерть духовная и телесная заключила человека в свои холодные крепкие объятья.
В богослужебных текстах праздника Благовещения говорится: "Обманулся в древнее время Адам и, пожелав сделаться Богом, не сделался; Бог становится человеком, чтобы сделать Адама богом… по сострадательной милости вочеловечившийся Боже наш, слава Тебе" (стихира утрени, русский перевод).
Сын Божий после согласия Пречистой Девы Марии становится в Ее девственной утробе Человеком. Для чего? В праздничных песнопениях звучит ответ: "Да в первоначальное достоинство, как Один могущий, восстановит человека через теснейшее с ним соединение" (стихира вечерни, русский перевод).
Сын Божий соединился с человеческой природой "неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно" (вероучительное определение). Бог нисколько не умалился и не потерял Своего могущества и величия. И человеческую природу Господь воспринял во всей ее полноте, кроме только греховных движений в уме, чувстве и воле.
Святая Церковь воспевает Пресвятой Богородице: "Радуйся, Владычица Дева; радуйся, Всечистая; радуйся, вместилище Бога; радуйся, светильник Света, восстановление Адама, искупление Евы, гора Святая (на которой построен храм Истинного Бога - прим. авт.), светлое святилище и чертог (дворец - прим. авт.) бессмертия" (тропарь 7-й песни канона, русский перевод).
В день Благовещения Творец стал Творением, чтобы преобразить человека, обожить его и возвести в достоинство любимого Божиего сына или дочери.
В Святой Православной Христовой Церкви Богочеловек лечит и исцеляет душу уверовавших в Него людей и приобщает к Вечной Жизни. Смерть тела не может отделить верующую душу от живой связи со Христом. Земная жизнь христианина, если он искренне стремится исполнять волю Божию, все более и более наполняется подлинным содержанием и радостью общения с Господом. И не только душа, но и тело принимает в себя семена будущей жизни в Таинстве Крещения и в свое время воскреснет во славе и вечной красоте.
Благовещение Пресвятой Богородицы Автор: Митрополит Антоний Сурожский А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: "Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего", не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, - как это могло быть?
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся - хотя и глубокой - верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын - естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной - я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: "Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему..."
Благовещение Автор: Иеромонах Димитрий (Захаров)
...Мир изнывал от страсти смерти,
Но вот, однажды на заре
Лучом таинственным бессмертья
Вдруг озарился Назарет… |
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|