Автор: Елена Кислова
Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Еще одна дочь этой четы - Алиса - стала впоследствии императрицей российской Александрой Федоровной и была прославлена в лике святых царственных страстотерпцев. Удивительно, что две родные сестры, выросшие в Германии и воспитывавшиеся в духе протестантизма, стали впоследствии русскими святыми!
Великая княгиня Елизавета Федоровна с мужем
В 1884 году Елизавета была обвенчана с великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра III. Так началась "русская" эпоха жизни немецкой принцессы. Сергей Александрович был искренне верующим человеком, его пример настолько сильно повлиял на духовную жизнь Елизаветы, что она решила принять Православие, написав перед этим своему отцу: "Я всё время думала и читала и молилась Богу - указать мне правильный путь - и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином".
В 1891 году император назначил Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Для москвичей великая княгиня стала примером настоящей христианки: защитницы сирых и убогих, больных и бедных. Во время Русско-японской войны Елизавета Федоровна занялась организацией помощи фронту: медикаменты, продовольствие, теплые вещи, пожертвования - все это было собрано и отправлено солдатам. Но особенно трогательным было для них получить от великой княгини иконки, молитвенники и Евангелия.
С Евангелием в руках она пришла и в камеру, где содержался убийца ее мужа. 4 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Елизавета Федоровна сказала, что принесла ему прощение от Сергея Александровича и просила убийцу покаяться, но тот отказался. Уходя, она оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на чудо. Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но прошение было отклонено.
В память о муже на месте его убийства Елизавета Федоровна воздвигла крест со словами Спасителя: Отче! прости им, ибо не ведают, что творят...
После смерти мужа Елизавета Федоровна собрала все свои драгоценности, часть отдала в казну, часть - родственникам, а на остальные была построена Марфо-Мариинская обитель. Во время посвящения в крестовые сестры милосердия великая княгиня собрала послушниц и сказала: "Я оставляю блестящий мир, где занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих". Именно для них в обители были построены и действовали больница, богадельня, аптека, амбулатория, приют, библиотека. Елизавета Федоровна сама ухаживала за ранеными в лазаретах, перевязывала раны, часто просиживала всю ночь у постели больного.
Когда началась революция, у Елизаветы Федоровны была возможность покинуть Россию и воспользоваться помощью других государств, где ее готовы были принять. Но она отказалась от всех предложений, ответив, что разделит судьбу своей страны, ставшей ей родиной, а кроме того, она не бросит сестер обители в это трудное время.
В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, Елизавету Федоровну арестовали и срочно вывезли из Москвы. Начался ее путь на "голгофу", который вместе с ней прошла и инокиня Варвара, отказавшаяся покинуть свою игуменью и этим спасти себе жизнь. В ночь на 5 июля 1918 года (по ст. ст) они обе были убиты большевиками: вместе с другими членами царской семьи их живыми сбросили в шахту под Алапаевском и забросали гранатами. Как когда-то Елизавета Федоровна простила убийцу мужа, так и теперь она просила Господа помиловать и простить своих убийц, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Когда, спустя несколько месяцев, тела были подняты, выяснилось, что некоторые жертвы после падения выжили и умерли через несколько дней в страшных мучениях от ран, голода и жажды. Один из крестьян, оказавшийся случайным свидетелем этой казни, вспоминал, что из глубины шахты слышались звуки "Херувимской", и особенно выделялся голос великой княгини. Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней оказался князь Иоанн Константинович, раны которого она перевязала частью своего апостольника. Великая княгиня до последнего вздоха пыталась облегчать страдания других, хотя сама получила многочисленные переломы и ушибы. Около ее тела нашли две неразорвавшиеся гранаты, а на груди - икону Спасителя. Пальцы ее были сложены для крестного знамения.
Позже останки Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары были перевезены в Иерусалим и 15 января 1921 года погребены в крипте под церковью святой равноапостольной Марии Магдалины русского женского Гефсиманского скита. Таким образом было исполнено желание самой великой княгини быть похороненной на Святой земле.
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару к лику святых новомучеников Российских. Их память празднуется 18 июля по н. ст. (5 июля по ст. ст.).
Фото:www.liveinternet.ru
Великая княгиня Елизавета Федоровна и Марфо-Мариинская обитель милосердия Автор: Игумен Тихон (Полянский) Родилась она 1 ноября 1864 года в Германии и была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году приехала в Россию, чтобы стать супругой великого князя Сергея Александровича
Она шла за Христом Автор: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Что привело ее, аристократку, чужестранку, в далекий уральский город Алапаевск, ставший для нее Голгофой? Что отдало в руки неведомых, демонической злобой одержимых людей? Жизненные пути их никогда не могли ранее соприкоснуться. Она видела этих людей первый и последний раз в жизни. Она встретилась с ними только для того, чтобы они исполнили над ней приговор неведомо где состоявшегося суда. Но это по человеческому суждению. А как по-Божьи?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|