Автор: Протоиерей Борис Балашов
Благочестивые родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна на старости лет получили исполнение своих молитв - у них родилась Дочь Мария. И вот, самое дорогое, что у них было, - свое долгожданное Дитя - они решили посвятить Богу.
Дева Мария три года воспитывалась родителями, а затем по их обету (то есть по обещанию, данному родителями Богу) Ее отдали в Иерусалимский храм, где такие девочки могли жить до четырнадцати лет. За те три года, которые Мария прожила со Своими родителями, Иоаким и Анна смогли привить Ей такую любовь и доверие к Богу, что трехлетняя девочка спокойно оставила родителей и Сама пошла в храм. Родители и девушки с зажженными свечами сопровождали Ее до храмового порога.
В храм вела лестница из пятнадцати больших ступеней. Когда трехлетнее Дитя поставили на первую ступень, ведущую в храм, Она, как на крыльях, быстро поднялась по всем пятнадцати ступеням, потому что Ее душа стремилась к Богу. По преданию к святыням храма Ее ввел сам первосвященник (то есть священнослужитель, возглавлявший службу в храме).
Всем нам хорошо известно, что малыш может остаться лишь с тем человеком, которого хорошо знает и кому доверяет. Чаще всего это мама, папа, бабушка, дедушка или другой родной, близкий человек. А для маленькой Марии близким стал Сам Бог и Его храм.
Живя при храме, Она училась читать, писать, изучала Священное Писание, занималась рукоделием, выполняла разные работы по храму. Там же Она училась углубляться в молитву, там же постигла тайну общения с Богом. Так проходила Ее жизнь лет до четырнадцати.
Когда престарелые родители умерли, Девочка осталась круглой сиротой. Но у Бога сирот нет. Любящий Бог заменил для Девы Марии отца и мать, а храм стал родным домом.
В честь события, когда Иоаким и Анна исполнили свое обещание Богу, приведя в храм Божий свое Дитя, Церковью установлен праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник великий, двунадесятый. Он отмечается 4 декабря по новому стилю или 21 ноября по старому.
В тропаре праздника Церковь воспевает: "Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дево является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение".
На русский язык этот тропарь можно перевести так: "Сегодня начинает приоткрываться любовь Божия и возвещает спасение людей; в храм Божий приходит чистая Дева и всем возвещает будущее пришествие Христа. И мы громко будем Ей восклицать: радуйся, замысла (плана) Создателя о спасении исполнение".
Слово "днесь" происходит от слова "день". Оно означает "сегодня". Но ведь событие Введения во храм Девы Марии произошло очень давно, более двух тысяч лет назад. А теперь Пресвятая Богородица обитает в вечном мире Славы Божией. Почему же мы поем в молитве "сегодня"?
Православная Церковь связывает мир временный, земной с миром вечности. В нашем богослужении мы соприкасаемся с вечностью и становимся духовными участниками священных событий. Мы не только вспоминаем их, но и духовно, по милости Божией, участвуем в них.
Слово "благоволение" происходит от слов "благий", то есть "добрый" или "любящий", и "воля". На русский его можно перевести как "святая воля" или еще, в данном случае, как "любовь".
Очень трудно понимаются слова: "смотрения Зиждителева исполнение". Слово "смотрение" означает "чертеж", "проект" или "план" строительства дома. В него внимательно смотрят при строительстве и строят в соответствии с этим проектом. План спасения людей - "смотрение" - продуман Создателем, по-славянски - "Зиждителем". Это слово родственно слову "созидать" или "строить".
Богородица приходит на четвертом году Своей жизни в храм Божий, чтобы там духовно созреть и возрасти до такой нравственной высоты, что Творец сможет доверить Ей стать земной Матерью Божиего Сына. Это событие подготавливает воплощение Бога Сына, пришедшего спасти нас от греха и смерти. По этой причине, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмах поют некоторые рождественские песнопения, а именно - рождественские ирмосы: "Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися". По-русски этот ирмос можно перевести так: "Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился".
Храм, в который вступает юная Дева Мария, есть место особого присутствия Божия.
Праздничная стихира передает напутствие праведной Анны своей трехлетней Дочери: "Вниди в невходимая", - то есть войди туда, куда не ведет ни одна дверь, - в таинственную глубину жизни любящей души с Любящим Богом.
Само слово "вера" в житейском смысле означает не только веру в существование кого-то, но и веру как полное доверие кому-то. Так же и в отношениях человека с Богом. На примере праведных Иоакима и Анны мы можем увидеть, как они с верой Богу шли по жизни и какой дивный плод для судеб всех людей принесла их вера - они дали миру Матерь Божию.
Когда Пресвятой Деве пошел четвертый годик, а родители были уже старыми, они не поколебались вверить свое Дитя в руки Божии, так как ни на минуту не сомневались в промысле Божием о каждом человеке.
Сама трехлетняя Отроковица, нисколько не боясь, уходила от родителей, казалось бы, в неизвестность. Но если человек доверяет Богу и строит с Ним живую связь веры, то никакие испытания и трудности не страшны.
"Ну, то когда было, - могут возразить мне. - Сейчас все по-другому. Мы живем в трудную эпоху, наполненную разными испытаниями, экономическими и политическими проблемами! Разные опасности угрожают нам, кажется, со всех сторон". Да ведь дело-то не в трудностях, а в том, есть ли в нашей жизни Бог как верный Друг и Любящий Отец?
Если у нас есть действительно искреннее общение с Богом, нам никто не страшен и ничто не страшно, даже смерть. С Богом все трудности и опасности преодолимы. Поэтому не давайте возможности запугать себя угрозами грядущих испытаний. Боящийся человек не доверяет Богу, а, значит - удаляется от Его помощи. Когда трудно, надо как можно ближе прижаться с доверием и любовью к нашему Спасителю и усердно исполнять Его волю. Это мы ясно видим на примере Пресвятой Богородицы и Ее праведных родителей.
Крайне важно не только самим приобщаться к духовному опыту Православной Церкви, но и вводить в этот таинственный мир веры наших детей и внуков. Это очень поможет нам всем в преодолении испытаний. Еще раз вспомним о том, какой прекрасный плод принесла вера Иоакима и Анны - Матерь Божию, соединившую Небо и землю! Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|