Автор: Протоиерей Борис Балашов
Протоиерей Борис Балашов с прихожанами храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Когда я приехал в Клин, в Церкви были только старушки и несколько старичков. Но ситуация очень быстро стала меняться. Конечно, Клин - это далеко не Москва. Но во многих крупных городах, не только в Москве, в 60-70-х годах стал меняться состав верующих. Во времена Хрущева началось очередное наступление государства на Церковь. И именно тогда первыми в Церковь пошли студенты. За ними потянулась в храмы интеллигенция. В те годы атеистические журналы писали, что Церковь приспосабливается к новым условиям: меняется состав верующих, они становятся более грамотными, среди них больше молодежи. Но приспосабливаться к изменяющимся условиям может только живой организм - труп это делать не способен. Значит Церковь - это не что-то раз и навсегда застывшее и закостеневшее, как утверждали атеисты.
Возрождение Русской Православной Церкви началось с празднования 1000-летия Крещения Руси. Буквально каким-то взрывом прошел 1988 год, и в сознании народа что-то изменилось. Это то, что я объяснить не могу. Люди массово начали креститься, в огромном количестве. И на глазах стал меняться состав прихожан, появилось много молодых людей. Бабушки остались в Церкви - и слава Богу, но это уже другие бабушки, советские. Они в Церкви пять-десять лет, у них нет глубоких христианских корней, и, соответственно, они не могут оказывать такого благотворного влияния на других, потому что сами только воцерковляются. И это печальный факт. У нас практически нет тех, кто имеет опыт борьбы со своими страстями, кто устоялся в христианской жизни. Сейчас таких единицы. Есть люди, обретшие некоторый опыт, но это опыт не десятилетий. Потому что практически все пожилые люди, которые были воспитаны и выросли в православной традиции, уже умерли.
Если мы зайдем в храм в будний день, конечно, в церкви будет больше бабушек: на буднях более молодые люди работают. Но если зайдем в воскресенье, то бабушки не составят даже половины прихожан ни на ранней, ни на поздней Литургии. Большинство людей в храмах сейчас - молодого и среднего возраста.
Если говорить об уровне образованности прихожан, то люди с высшим образованием не являются редкостью. По крайней мере, необразованных у нас практически нет. Даже среди наших уборщиц в храме есть люди с высшим образованием. Почему это так? Все объяснимо: умному человеку гораздо труднее "лапшу на уши повесить".
Вспомним "аргумент", который активно пропагандировался в 60-годах: Гагарин в космос летал, Бога не видал, значит, Бога нет. Вопрос, а кого же он хотел там видеть, дедушку с бородой, на облачке сидящего? Но в него христиане никогда не верили. Это, скорее, подходит для язычников, когда бог представляется в виде какого-нибудь Зевса-громовержца и т. д. Такой абсолютно холостой выстрел в сторону христианства показывал интеллект и развитие наших атеистов. Но, к счастью, это все уже отошло.
Сейчас атеисты, конечно, есть, но их очень мало. Гораздо больше людей, которые нисколько не отрицают существование Бога и даже верят в Иисуса Христа, но их жизни это как-то глубоко не касается. Ну сходят они в церковь на отпевание или крестины, но главное в церковной жизни проходит мимо них. Это люди, верующие в существование Бога, но не верящие Самому Богу, таких достаточно много. Помочь таким людям обрести настоящую веру, глубоко понять Православие призваны воскресные школы, одна из которых уже много лет действует при Скорбященском храме, и та просветительская деятельность, которую ведут приходы.
Фото: Татьяна Балашова
Иконы Божией Матери
В Скорбященском храме поют новые колокола! Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|