Автор: Михаил Молотников
Наш родной город возник в излучине реки Сестры, на пересечении дорог Москва-Тверь и Волоколамск-Дмитров. Первое письменное упоминание о нем, как известно, относится к 1317 году – через три года после рождения будущего «игумена» земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Городок тогда был совсем небольшим – примерно 140 на 90 метров. Деревянно-земляная крепость (ширина земляного вала достигала 12 метров) запирала узкий перешеек петли реки Сестры. Городские посады с высоты птичьего полета напоминали крылья бабочки: один располагался в петле реки, другой – снаружи.
Украшением города был расположенный на высоком холме и примыкавший к городскому валу деревянный храм. Впоследствии на этом месте возник мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, который впервые упоминается в летописях 1545 года. Главный его храм – каменный Успенский собор – был построен 1539 году или чуть позже. Документ 1709 года упоминает два каменных храма на территории монастыря – Успенский и в честь преподобного Сергия Радонежского. В конце XVIII века монастырь был упразднен, а Свято-Сергиевская церковь разобрана.
В XVI веке в городе кроме храмов Успенского монастыря было еще три: Воскресенский, Спасский и церковь в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Каменная Воскресенская церковь была построена вместо обветшавшей деревянной в 1709 или 1712 году и стала новым соборным храмом Клина, так как Успенский собор уже не вмещал всех желающих помолиться. Вскоре и этот храм оказался мал, и в 1802 году закладывается основание Троицкого собора, который был освящен в 1836 году святителем Филаретом Московским.
Стоит сказать еще о нескольких храмах, находившихся на территориях, которые занимает нынешний Клин.
Летопись 1545 года сообщает о Константино-Еленинской церкви с. Майданово. Она была перестроена, и в документе 1624 года говорится уже о новом Знаменском храме с приделом в честь святых равноапостольных Константина и Елены. В 1705 году на месте деревянной была выстроена каменная церковь.
В летописях 1624 года впервые упоминается Успенский храм в селе Демьяново. В 1746 году на месте старой деревянной церкви была построена новая, каменная.
В 1860 году при городском кладбище была построена каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1864 году был освящен домовой храм в честь святителя Тихона Задонского при клинской городской тюрьме, а в 1909-м освящена новая каменная тюремная церковь, построенная рядом с тюремной оградой.
Судьба Церкви в XX веке хорошо всем известна. Единственным действующим храмом города в советское время была Скорбященская церковь. Некоторые храмы были взорваны, другим «посчастливилось» – сначала их использовали под склады и мастерские, а потом просто бросали «умирать», растаскивали на кирпичи. Практически все священники и монахи в 1937–1938 годах были арестованы за веру. Одни расстреляны на Бутовском полигоне, другие сосланы в лагеря, откуда мало кто вернулся…
Конец XX и начало XXI века – время возрождения церковной жизни на нашей земле. Из руин восстали Свято-Тихоновский храм (он освящен в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси) и Успенский в Демьяново. Восстановлены Воскресенская церковь и Успенская на ул. Папивина. Восстанавливается грандиозное здание Троицкого собора.
Устраивались и новые храмы.
В 1991 году в Клинском доме-интернате для престарелых и инвалидов была устроена домовая церковь в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы. В 1996 году в здании Клинской городской больницы был открыт больничный храм в честь святой великомученицы Варвары.
В 1997 году на окраине Клина, в поселке 31-го Октября (6-й микрорайон), в деревянном одноэтажном доме была устроена домовая церковь в честь святой блаженной Ксении Петербургской, а в 2002 году рядом был построен каменный храм.
В 2006 году в здании православной классической гимназии «София» был устроен храм-часовня в честь вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Планируется строительство новых храмов в Майданово и на Чепеле.
Церковная жизнь в нашем городе продолжается. Радостно, что в храмах много детей и молодежи, а на большие праздники церкви переполнены. Люди обретают здесь истинный смысл жизни, учатся жить по-христиански. И еще здесь постоянно возносится молитва о всех жителях нашего города – живых и усопших, верующих и неверующих, о нашей малой и большой Родине, о мире всего мира…
Фотографии взяты из книги «Клин православный»
Клинские храмы: взгляд в глубину веков
Авторы: Ю. П. Большаков, Н. А. Большакова
До революции в Клинском уезде было 68 приходов. Центр благочиния находился в Троицком соборе. А до того, как собор появился, эту роль выполняла Успенская церковь, что на ул. Папивина. Она являлась главным храмом Успенского монастыря - древнейшего очага нашей культуры. Не случайно и улица, и переулок на бывшей его территории называются Школьными: именно здесь, при монастыре, появилась в Клину первая школа - церковно-приходская, первая богадельня и больница
История Скорбященского храма г. Клина
Кладбище занимало большую территорию. Теперь на костях наших предков располагаются жилые дома, клуб Стекольного завода с постоянно проводимыми там дискотеками, автостоянка, рынок. На том участке кладбища, который удалось отстоять верующим, почти все надгробные памятники осквернены и изуродованы, с них сбиты кресты. Ведь кресты напоминают о победе над диаволом...
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|