Автор: Анна Верменич
14 апреля 2015 года в Православной классической гимназии "София" в рамках I Клинских Пасхальных образовательных чтений состоялся семинар для учителей МХК и музыки. Темой обсуждения стало творчество гениальных композиторов П.И. Чайковского и его ученика С.И. Танеева, имена которых неразрывно связаны с Клинским краем. В дни празднования юбилея П.И. Чайковского это стало особенно значимым. С докладом выступила старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника П.И. Чайковского в г. Клин Сизко Галина Степановна.
О творчестве П.И. Чайковского написаны сотни монографий. Однако в отечественном музыкознании долгое время умалчивалось отношение композитора к Православной Церкви и его глубокая вера. Музыкальные сочинения Чайковского, обнаруживавшие прямую связь с духовной жизнью Церкви и традициями православного народа, в советские времена издавались под другими названиями.
Мысль о создании собственных музыкальных композиций, предназначенных для православного богослужения, появилась у П.И. Чайковского лишь в конце 70-х годов. Этому было несколько причин. С одной стороны - желание попробовать свои силы в новой области творчества, "попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки". С другой стороны - стремление художника возродить принцип свободы сочинения духовной музыки, так как во времена Чайковского она находилась в состоянии некоторого застоя.
Приступая к сочинению духовной музыки, Петр Ильич стал изучать историю церковного пения, обиход, устав. Слушал и сравнивал пение в Троице-Сергиевой, Киево-Печерской лаврах и других храмах и монастырях, давал оценку тому или иному стилю пения, при этом высоко ставил самобытное величественное пение лаврской братии ("там поют на свой древний лад с соблюдением тысячелетних традиций и без претензий на концертность").
Лекция Галины Степановны поистине захватила внимание слушателей, открывая пред ними новые стороны жизни и творчества великого композитора и его ученика. Время пролетело незаметно - два академических часа, как один миг. Осталось много вопросов и желание продолжения обсуждения и исследования данной темы.
В заключение семинара состоялся мастер-класс "Пасхальная флористика", который провели сотрудник Клинской детской школы искусств им. П.И. Чайковского Татьяна Юрьевна Ишина и учащийся воскресной школы Скорбященского храма Артём Копчёнов.
Татьяна Юрьевна рассказала о том, какие растения и цветочные украшения допустимы и уместны при украшении храмов Русской Православной Церкви. В других христианских конфессиях цветочный декор храмов давно и детально описан и рассматривается в западных книгах, журналах и школах флористики, а традиции Русской Православной Церкви в этой сфере еще до конца не исследованы. При этом использование даже самых лучших образцов западноевропейского оформления в Русской Церкви плохо совмещается с ее духом, архитектурой, службой. И каждый праздник имеет свои особенности декора.
Все участники мастер-класса смогли попробовать свои силы в создании композиции из цветов для украшения Троицкого собора к встрече митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Фото: Анна Верменич, Юлия Павлюк
Пасха. Украшение храма цветами Автор: Елена Кислова В этом выпуске программы "Дорога к храму" мы поговорим об том, зачем и как украшают цветами внутреннее пространство церкви.
Чайковский и духовная музыка Автор: Людмила Ковтун Предубеждение против духовной музыки П. И. Чайковского держалось почти до самой смерти композитора. До сих пор продолжаются споры: уместна ли эта музыка во время богослужения или ее место в духовных концертах.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|