Автор: Ирина Филиппова
"Возвращение блудного сына" - одна из последних работ Рембрандта. Долгие годы Рембрандт был младшим сыном, который, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (Лк. 15, 13). Биографы Рембрандта пишут о нем, как о гордом человеке, осознающем свою гениальность, думающем только о том, как заработать побольше денег. Он много тратил и, в конце концов, потерял все свое состояние. А позднее пережил тяжелые испытания - смерть четырех из его пяти детей, смерть двух жен. За время этих трагедий Рембрандт утратил свою популярность и разорился. Все его имущество и работы были проданы с аукциона.
Однако более поздние произведения художника показывают, что жизненные испытания не сломали его, а, наоборот, оказали, в какой-то мере, "очищающее" действие: он стал уделять больше внимания внутреннему миру человека, а не внешнему блеску.
Блудный сын на картине - это и есть Рембрандт, столь отличающийся от самодовольного сладострастного юнца. Смерть настигла Рембрандта в состоянии нищеты и одиночества, но, судя по картине "Возвращение блудного сына", он успел найти дорогу домой и вернуться в объятия любящего Отца.
Младший сын
Возвращение предполагает уход. Уход сына в далекую страну - это далеко не жажда путешествий. Это сознательный разрыв с образом жизни, мировоззрением, которые прививались ему в родительском доме. Это не просто неуважение, а предательство ценностей семьи. "Далекая страна" олицетворяет мир перевернутых ценностей, где святым называется то, что дома считается порочным. Уход из дома - это отрицание духовной реальности, игнорирование Бога и равнодушие к тому факту, что Бог устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей (Пс 138,13).
Нет сомнения в том, что в далекой стране младший сын потерял все, что имел: деньги, здоровье, уважение, достоинство, репутацию. Рембрандт изображает его бритоголовым, похожим на арестанта: когда человеку сбривают волосы в армии или в тюрьме, он теряет частицу своего "я"...
Интересно заметить, что блудному сыну пришлось потерять все, для того чтобы понять, что он является личностью: когда он позавидовал тому, как обращаются со свиньями, он осознал, что он - не свинья, а человек, сын своего отца...
Сердце наполняется радостью, когда видишь, как Рембрандт описал воссоединение младшего сына с отцом - они окружены дивным сиянием.
Старший сын
Важно отметить, что во времена Рембрандта в библейских комментариях и в работах многих художников притча о фарисее и мытаре и притча о блудном сыне рассматривались вместе, как дополняющие друг друга. Рембрандт тоже придерживается этой традиции. Сидящий человек, бьющий себя в грудь, представляет грешников и мытарей, а человек слева от него, старший сын, представляет фарисеев.
Мы радуемся при виде кающегося сына и отца, обнимающего свое дитя, только в том случае, если не смотрим на старшего сына. Он присутствует здесь, но не участвует в приветствии брата - стоит вдали, его руки скрещены, взгляд не выражает радости и прощения.
Рембрандт избрал необычную композицию для своей работы. Отец и младший сын - на левой стороне картины, а старший сын - на правой. Их разделяют большое расстояние и темнота. У старшего сына большое внешнее сходство с отцом, у обоих дорогая одежда красного цвета, оба носят бороды. Эти детали указывают на то, что у них много общего, о чем свидетельствует даже свет на их лицах. Но насколько разными они предстают для глаз наблюдателя! Отец всем телом склоняется над младшим сыном, а старший сын стоит с гордой осанкой. Мантия отца широко раскинута и как бы зовет в свои объятия, мантия же старшего сына просто висит на его плечах. Руки отца протянуты к младшему сыну и, благословляя, прикасаются к нему. Руки старшего, напротив, скрещены и почти спрятаны под мантией. Лица обоих освещены, но свет на лице отца отражается на всей его фигуре, особенно на его руках, и простирается на вернувшегося сына. Свет на лице старшего сына холодный, а руки и все тело остаются как бы в тени.
Притча о блудном сыне могла иметь и другое название - "Притча о заблудившихся сыновьях". Заблудился не только младший сын, который пошел искать счастья в далекую страну, но и старший, хотя он и не оставлял дома. Внешне он делал все то, что ожидают от порядочного сына, но в глубине своего сердца он ушел от отца очень далеко. Он выполнял свои обязанности, тяжело трудился каждый день, но со временем превратился в несчастного человека, не понимающего, что есть свобода. Для него послушание и исполнение возложенных на него обязанностей стали тяжелым бременем, а служение - рабством.
Отец
У притчи может быть еще одно название - "Радушие милосердного отца", ведь, прежде всего, эта притча говорит о безграничной Отцовской любви.
Каждая деталь фигуры отца на картине: выражение лица, положение тела, цвет одежды, его руки - говорит о божественной любви к человеку, существовавшей от начала времен.
Бог открывается в Библии в первую очередь как Отец. Любовь Отца безмерна и столь велика, что не может силой заставить сына или дочь любить Себя. Отец дает Своим детям такую свободу, что они могут беспрепятственно покинуть родительский дом.
Рембрандт предлагает нам портрет Бога, в Которого так хочется верить: Отец от начала сотворения мира с распростертыми объятиями ожидает возвращения Своих заблудших детей. Он ждет, а не тянет детей домой силой. Он никогда не опускает Своих рук от отчаяния и потери надежды. Он желает сказать им слова любви и прикоснуться к ним Своими усталыми руками. Его единственное желание - это благословить.
Как бы мы ни начинали свой христианский путь, наше призвание - вырасти в зрелого христианина, который бы во всем уподобился Отцу. И так хочется, чтобы другие люди, глядя на него, говорили: "Как он похож на своего Отца!"
Притча о блудном сыне
Отец, блудный сын и его брат Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|