Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Очерк из истории церковного искусства
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 25.11.2024, 19:05 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Очерк из истории церковного искусства

Автор: Олег Стародубцев

Первые христиане, уверовавшие во Христа и принявшие учение Его, вместе с тем научились любить и благоговейно почитать Пречистую Его Матерь, на которую Он Сам указал, как на Заступницу и Покровительницу их, когда, распят на древе, отдал Ей в наследие весь род христианский в лице святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во дни Ее последующей земной жизни, и ближние и дальние спешили к Ней, чтобы видеть и слышать Ее, чтобы получить от Нее благословение и наставление; те же, которые не имели возможности предстать перед Матерью Господа своего, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя написанный образ Ее.

Много раз и от многих христиан слышал это благочестивое желание апостол и евангелист Лука, бывший врачом и искусным художником, и, чтобы удовлетворить желание первых христиан, он, как повествует церковное предание, изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным Младенцем на руках; потом написал еще две иконы и принес их к Самой Богородице. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя вси роди и присовокупила, Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет». Православная Церковь, чтущая святые иконы Богоматери, воспевает Ей: «Первее написавшейся Твоей иконе евангельских тайн благовестником и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чествующия Тя, порадавалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего содетельница»[1].

Из поколения в поколение православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Ее святых икон, построением храмов в честь Ее, церковными праздниками в память бесчисленных Ее благодеяний. Дивную и непостижимую картину для благоговейного взора представляют явленные и чудотворные иконы и нескончаемые чудотворения, совершающиеся по молитвам перед этими иконами Пресвятой Богородицы. От неиссякаемого благодатного источника святых икон Сама небесная Заступница дарует верным обильные милости, источает неоскудевающую благодать и избавляет от всяких бед и напастей.

Вместе с покорением Казани русскими и даже еще ранее посеяны были здесь первые семена христианства. Но эти семена на новой почве не вдруг принесли свои обильные плоды. Ислам не без агрессивной борьбы уступал свои вековые позиции. Много было пролито крови в Казани прежде, нежели утвердилось здесь православие. При первых архипастырях Казани, свтт. Гурие и Германе, наделенных в обилие особенными естественными и благодатными дарами, быстро возрастало и утверждалось христианство в землях казанских. В это время проповедь Евангелия в этих землях просвещала многих, но далеко не всех. Уже при преемниках свтт. Гурия и Германа, которые не обладали теми великими дарованиями, каковыми обладали последние, успех христианской проповеди стал заметно сокращаться. Митрополит Казанский Герман через 20 лет после смерти свт. Гермогена жаловался царю Федору Ивановичу на усиление магометанства в его землях. В это время – время видимого ослабления христианства перед исламом от недостатка людей крепких духом и словом, в укрепление немощи человеческой – нужна была высшая, Божественная помощь. И всегда промышляющий Господь над своими избранными, не замедлил явить помощь явлением чудотворного образа Богоматери во славу святого имени Своего и на попрание заблуждения неверных.

В 1759 году Казань пострадала от пожара, в огне которого пострадала значительная часть города. Православные жители города смиренно перенесли это несчастие и стали вновь устроят свои дома и храмы. Однако для неверных это обстоятельство стало новым оружием против православных. В случившемся пожаре они видели гнев Божий на христиан и потому недостоинство христианства перед исламом. И вера христианская, как говорит летописец «сделалась притчею и поруганием». Господь не оставил верных рабов Своих и показал великое свое человеколюбие по выражению летописца, оттуда же, откуда испустил праведный гнев Свой на них за согрешения их.

Почти в том месте, где начался пожар, стоял дом стрельца Даниила Онучина, сгоревший вместе с другими постройками. Когда стрелец собрался начать строительство нового дома на своем пепелище, десятилетней дочери стрельца Матрене явилась во сне Богоматерь и повелела поведать архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону на месте сгоревшего дома. Девочка поведала сон матери, но та не придала словам девочки серьезного внимания. Видение повторилось, но и во второй раз мать не обратила на него внимания. Наконец в третий раз девочка увидела во сне саму икону, от которой послышался грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». Пробудившись, девочка стала просить родных о исполнении приказания Богородицы. Тогда донесли о случившемся городским воеводам Андрею Нотреву, Михаилу Битаговскому, Василию Шулепину и архиепископу Иеремии, но никто из них не поверил словам девочки.

8 июля, вернувшись после бесплодных хождений, мать взяла заступ [2] и стала сама копать в том месте, где указала Матрена. Копали долго, но не нашли искомого. Вскоре к ним присоединились и другие, но успеха в деле не было. Тогда сама Матрена взяла в руки заступ и стала копать в том месте, где в их доме была печь. Выбрав значительное количество земли она нашла заветное сокровище. Все увидели чудесную икону Богородицы «Одигитрии» с предвечным Младенцем завернутую в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не поврежденный, точно икона была только что написана. Радостная весть о чудесной находке быстро облетела весь город. К месту обретения прибыл архиепископ и совершив молебен с крестным ходом перенес икону в приходскую церковь Николы Тульского. Настоятелем этой церкви был священник Гермоген, в последствии патриарх всея Руси. По совершению в этом храме молебного пения перед иконой, она торжественно была переправлена с крестным ходом в Благовещенский собор. На пути следования этой иконы от чудного образа Богоматери было явлено первое чудо исцеления слепца Иосифа. Так начались бесчисленные чудотворения от этой дивной иконы. В последующие времена было отмечено, что от «Казанской» иконы Богородицы особо много исцелений подается людям, страдающим глазными болезнями. Это преимущественное исцеление слепоты телесной не служит ли чудным указанием на то, что явление иконы Богоматери было духовным светом для многих, омраченных слепотою ислама.

Вскоре после обретенья иконы с дивного образа был снят точный список и вместе с подробным донесением отправлен в Москву к царю Ивану Васильевичу IV (Грозному). Ознакомившись с делом, царь повелел, на месте обретения иконы устроить женский Богородицкий девичий монастырь и в нем хранить обретенную икону. В устроенном монастыре Матрена вместе со своей матерью первыми приняли монашеский постриг. Матрену постригли с именем Мавры и в последствии на стала настоятельницей этого монастыря.

Кроме первоначальной деревянной церкви, вскоре была воздвигнута новая, каменная церковь с трапезною палатою. В 1595 году митрополитом Гермогеном был освящен новый каменный собор в честь Успения Богородицы. В это время образ Пресвятой Богородицы «Казанской» был богато украшен царскими вкладами – золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Императрица Екатерина II, посетив Казанский девичий монастырь в 1768 году, повелела украсить венец иконы золотыми коронами с бриллиантами.

Новый Успенский собор в обители был заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1798 году и освящен в 1808 году. Автором проекта был известный столичный архитектор И.Е. Старов. При закладке собора присутствовал император Павел I и великие князья Александр и Константин.

До настоящего времени нет никаких достоверных сведений о том какая из многих чудотворных икон «Казанской» Богоматери подлинно обретенная. Одни полагали, что подлинная икона хранилась в Москве и принесена была сюда по желанию царей, но без огласки, чтобы не огорчить казанских жителей. При переносе российской столицы в Петербург, говорят сторонники другого мнения, эта икона в числе других святынь была перенесена в новую столицу, и следовательно, в Казанском соборе находится ныне подлинная икона. На эту икону был выполнен по повелению императора Александра I богатый оклад. Стоимость оклада оценивалась по тем временам в колоссальную сумму – 100.000 рублей [3]. В 1867 г. в благодарность за свое счастливое избавление от гибели Александр II украсил святой образ великолепной цатой с множеством бриллиантов [4. Возможно, подлинная икона осталась в Москве в Казанском соборе, в память победы русских войск над поляками в 1612 году.

«Казанская» икона Пресвятой Богородицы во все времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 40 [5].

По одной из версий, чудотворный образ в ночь на 29 июня 1904 г. был украден из казанского Успенского собора [6]. По другим данным икона была сожжена в доме купца Шевлягина, или продана неизвестному человеку. После октябрьского переворота 1917 года, икона «Казанской» Богородицы оказывается за границей у миллионера Солли Джоэл в Лондоне. В 1950 году икона переходит во владение к некоему Митчеллу-Хаджесу, живущему на севере Англии. В 1970 году священник Карлос Патцелт приобретает икону и передает ее в португальский храм в Фатиме, созданный на месте явления Богородицы. В 1982 году, после покушения на Иоанна Павла II, икону передали в Ватикан. С 1997 года идут переговоры о передаче этой иконы Русской Православной Церкви [7]. Последний раз вопрос о передаче иконы поднимался при встрече президента России В. Путина и Иоанна Павла II в Италии в октябре 2003 года.

В самые тяжелые годы для русского народа эта икона была помощницей и заступницей. Перед этой иконой молились Минин и Пожарский в 1612 году и победили войска Хоткевича. В 1709 году Петр I провел много часов перед этой иконой в молитве перед Полтавским сражением. В 1812 году перед этим образом молился главнокомандующий русскими войсками М.И. Кутузов-Голенищев о даровании победы русскому оружию. С чудотворным образом «Казанской Богоматери» связаны многие события Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Митрополит Гор Ливанских Илия, молясь о спасении России, видел Богородицу, которая повелела вынести чудотворную икону «Казанской» Богородицы и обнести крестным ходом вокруг Ленинграда [8]. Правительство СССР приняло это повеление и город был спасен. Икону перенесли в Сталинград, а позднее она вместе с войсками победоносно дошла до границ России.

Чудотворная икона «Казанской» Божией матери до 1612 года была особо чтима только в Казани, и празднование в честь этой иконы совершалось 8 (21) июля в день ее обретения. В 1612 году 22 октября при сражении русских войск с поляками в Москве, список с этой иконы находился у князя Дмитрия Пожарского. Так как, молитвами и заступничеством Владычицы, явление чудотворной иконы «Казанской», государство Российское было очищено от поляков, царь Михаил Федорович в память об этом событии установил празднование в Москве. В 1649 году царь Алексей Михайлович в память о рождении наследника в день празднования «Казанской» иконе Богородицы, установил празднование 22 октября (4 ноября) по всей России.

Икона «Казанской» Богоматери восходит по своей иконографии к одному из древнейших византийских иконографических изводов и представляет собой вариацию иконографии «Одигитрии». Богоматерь изображена менее чем в половину роста. Богомладенец представлен в большую половину роста с благословляющей десницей.

Чудотворные иконы, дарованные благостью Божией нашей державе, служа памятником благодеяний Божественных, явленных в прошедшем времени, вместе с тем служат, по особому устроению Божественного Промысла, приснотекущим источником новых целебных сил и знамений для всех верующих. От того храмы и обители, в которых они хранятся, привлекают к себе особое благоговение и почитание православных христиан, где не в звуках человеческого голоса и не людьми, но самим Богом, в живых примерах чудотворения, преподаются уроки веры и благочестия. Здесь невольно светлеет ум, обремененный житейскими заботами и делается восприимчивее к тихим веяниям Духа Божия, невольно согревается сердце и воспламеняется любовью божественною.


Источник: pravoslavie.ru



[1] Стихира на литии из службы «Казанской» иконе Пресвятой Богородицы.
[2] Деревянная лопата.
[3] Для работы по изготовлению ризы понадобилось около 4 фунтов золота 84 пробы, алмазов 1432 весом 96 каратов; 1665 бриллиантов, 638 рубинов, 155 изумрудов, 7 сапфиров и 1400 жемчужин.
[4] Ныне судьба этой уникальной ризы неизвестна.
[5] Два чудотворных списка с этой иконы хранятся ныне в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, один в Петербурге.
[6] Грабитель найден, но икона не найдена.
[7] Вопросами передачи занимался патриарх Алексий II и митрополит Смоленский Кирилл.
[8] В самые тяжелые месяцы Отечественной войны 1941-1945 гг. горячо молившемуся о спасении России Митрополиту Гор Ливанских Антиохийскому Патриарху Илие Салибу было явление – образа Пресвятой Богородицы, которая трижды повторила: «Успеха в войне не будет, доколе не отворят все храмы, монастыри и не выпустят из тюрем священство для богослужений…Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую в Ленинграде и обнесут вокруг города, а также под Москвой, Сталинградом».


 

Празднование Казанской иконы Божией Матери. День народного единстваПразднование Казанской иконы Божией Матери. День народного единства
Автор: Ирина Филиппова
Этот праздник - именно наш, русский, ведь он связан прежде всего с той святыней, которая прославилась в Русской земле. Да и событие, которое мы сегодня вспоминаем, - одно из величайших в русской истории.
В выпуске телепередачи "Дорога к храму" наш корреспондент беседует с протоиереем Игорем Гагариным, настоятелем Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское Московской области.

 


 

Казанская икона Божией Матери и День народного единенияДень единения народа
Автор: Протоиерей Александр Союзов
Когда началось безвластие, когда пала наша твердыня - Кремль - и поляки посадили на престоле своего царевича, то не государство, не армия, а именно народ, припадая к Казанской иконе Божией Матери, обратившись к покаянию, соединился, забыв все свои распри и обиды. Патриарх Ермоген, которого поляки заключили в темницу (и впоследствии заморили голодом), разослал грамоты, призывающие русский народ к освобождению своего Отечества. И ополчение из Нижнего Новгорода, возглавляемое князем Пожарским, пошло на Москву. Люди наложили на себя многодневный пост. И вот многочисленное войско польское было изгнано из Москвы простым партизанским ополчением.
Это очень важный урок в истории нашей страны

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (04.11.2017) | Автор: Олег Стародубцев
Просмотров: 1609
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz