Автор: Елена Кислова
Фильм, впечатлением от просмотра которого мне хотелось бы поделиться, хотя и вышел в прокат давно, до большинства российских зрителей так и не дошел.
Экранизация ранней пьесы Чехова, фильм "Ивановъ", снятый еще к 150-летию со дня рождения писателя, был показан в Москве в трех кинотеатрах. Для проката по стране было сделано 11 копий (для сравнения, "Любовь-морковь 2" - более 1000 копий). Прокатчики не стали делать ставку на "Иванова". Почему? Возможно, их испугал хронометраж - 2 часа 47 минут, а может быть потому, что большинство современных зрителей уже отвыкли от неспешных панорам, больших монологов, хорошего литературного языка и вечных вопросов, бередящих душу.
Даже те, кому фильм не понравился, показался чересчур затянутым и скучным, отмечают хорошую актерскую работу. Для меня открытием стал Алексей Серебряков, сыгравший Николая Иванова, типичного русского интеллигента, полного высоких стремлений, надежд, которым не суждено сбыться и которые разбиваются об его лень и эгоизм. Все попытки главного героя разобраться в себе, понять, чего же он сам хочет, обрести внутренний мир приводят лишь к тоске и депрессии, потому что он живет без цели и веры. В результате Иванов гибнет сам и тянет за собой двух любящих его женщин.
Одним терзания героя показались надуманными, а психологизм, присущий русской классике и почти совсем ушедший из российского кино, кто-то назвал занудством. Но надо видеть, с каким упоением играют актеры, видимо, истосковавшиеся по хорошему русскому языку и интересным сценариям. В фильме мощный актерский состав: Владимир Ильин, Екатерина Васильева, Ольга Волкова, Евгения Добровольская, Эдуард Марцевич, Богдан Ступка, Анна Дубровская и другие.
По словам режиссера Вадима Дубровицкого, советское прочтение часто показывало отрицательными многих чеховских персонажей, но на самом деле у Чехова нет ни одного по-настоящему отрицательного героя. Вот и в "Иванове" нет явных подлецов и негодяев, как нет, впрочем, и однозначно положительных героев. Это живые люди, такие же, как и мы, неприкаянные, одолеваемые тщеславием, со своими страстями, надеждами и мечтами.
Вадим Дубровицкий известен как театральный режиссер, и это, несомненно, нашло отражение в картине. В "Иванове" много красивых, по-театральному выстроенных, кадров. Хочется отметить прекрасную операторскую работу: осенние и зимние пейзажи не только помогают передать душевное состояние героев, но и просто завораживают красотой, привносят поэтику, усиливают трагизм: страдания и метания Иванова на фоне покоя и гармонии окружающего мира. Интересны и придуманные режиссером образы, которых нет у Чехова, но которые создают новый уровень восприятия истории: ярмарка, карусели, воздушный шар, кукольный театр. По-своему увидел и показал режиссер и финал чеховской драмы.
И хотя в конце истории Иванова, вроде бы, поставлена точка, но ощущения конца нет. Извечные вопросы русских классиков "кто виноват?" и "что делать?" остаются без ответов. Они у каждого из зрителей, наверняка, будут своими. Важно, что чеховская история, рассказанная В. Дубровицким, смотрится также современно, актуально и интересно, как и более ста лет назад.
Красивые слова…
Лесные поляны Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|