Автор: Василий Никифоров-Волгин
Все было седое: колокольня, иконы, ризы и батюшка с дьяконом. Недавно стал седеть и псаломщик. Церковь стояла на окраине большого портового города. Из-за густых деревьев, осенивших церковный двор, города не слышно было и не видно. На дворе росла густая некошеная трава - здесь она казалась тише и святее, чем в городских садах. Церковь и тихие служители ее обладали даром вносить в жизнь загородного прихода душевное упокоение и неизъяснимый уют.
Про настоятеля церкви отца Захария - высокого и светлоликого - говорили, что он святой жизни человек и молитва его доходна до Бога. Дьякон Иероним - коренастый, пышноволосый, окающий по-новгородски - тайную милостыню творил. Псаломщик Влас Никанорович - худощавый, с бакенбардами и усами, как у Александра Второго, - любил выпить, но никто не осуждал его за слабость, так как был душевным человеком и хорошо читал шестопсалмие. Все они были вдовыми. Жили тихо - как трава растет. Газет не читали и к мирской жизни не прислушивались. Были простыми, созерцательными и по-святому восторженными.
Так бы и прожили они в спокойных своих горенках, если бы не одно прискорбное обстоятельство, от которого батюшка с дьяконом ушли в молчание, а псаломщик запил "мертвую".
Дело было так. Говорит как-то отец Захарий дьякону:
- Отче Иерониме! Ты ничего не знаешь?
- В чем дело, отец протоиерей?
- Ожидает нас небывалое в жизни прихода нашего пресветлое торжество!
- Архиерейская служба?
- Не то, дьякон. Грядущее торжество сие - иного чина. Через месяц старосте нашему Павлу Ефремычу исполняется десятилетие служения его приходу!
Дьякон вытаращил глаза и неизвестно отчего перекрестился.
- Ска-а-жите на милость, - прогудел он, - выражаясь гражданским штилем, юбилей, значит? Выходит, по правилу, ознаменовать надо сие событие!
- Истина во устех твоих, отче дьяконе! Обязательно ознаменовать! Но как?
- Просить владыку митрополита представить Павла Ефремыча к ордену, - предложил дьякон, - молебен отслужить, слово сказать приличествующее сему случаю, большую проскомидную просфору преподнести и многолетие закатить по-малинински!
- Верно слово твое, но не маловато ли это? Все же десятилетие! Надо бы еще такое, отчего на всю жизнь взыграла бы душа Павла Ефремыча!
- Ну, а что же еще?
- Знаешь, отче дьяконе? - просиял батюшка от какой-то мысли, - поднесем ему икону святого и всехвального апостола Павла. Дар этот будет душевный, и на всю жизнь памятный. Орден-то он спрячет и забудет, а икона-то висеть будет на почетном месте... Лампадка перед ней... Взглянет Павел Ефремыч на Божий огонек и скажет: "Ай да молодцы, причт и прихожане Покровской церкви! Ишь, каким благим даром ублажили меня, грешного!" Нет лучше иконы, дьякон!
На этом и порешили.
На другой день, с утра пораньше, пошли они по приходу с подписным листом: "Пожертвуйте, православные, от щедрот своих на поднесение иконы старосте нашему".
Несказанно были удивлены они, когда в первом же антикварном магазине нашли икону апостола Павла, письма тонкого и величавого. Как живой стоял перед ними исповедник Христов, окаймленный резным ореховым киотом, - работы тоже тонкой и вдохновенной.
Выходя из магазина, дьякон восхищался:
- Вот это дар, всем дарам будет дар!
Псаломщик, увидев икону, всплеснул руками и замер.
- Воистину Сам Господь водил рукой иконописца! - сказал он.
Наступил день чествования старосты. После многолетия, волнуясь и запинаясь, обратился батюшка к старосте с приветственным словом.
Зарумянившись от смущений и тайной гордости ("вот-де какой дивный дар"), поднесли старосте икону. Тот небрежно принял и сразу же передал ее церковному сторожу: отнеси ко мне на квартиру!
Вечером дьякон и псаломщик пили чай у отца Захария.
- Ну, слава Тебе, Господи, - говорил батюшка, попивая чай с блюдечка, - торжество у нас было незабываемое!
- А вы обратили внимание, отец протоиерей, - спросил дьякон, - как тронут был Павел Ефремыч? Он до того переконфузился, что даже икону не поцеловал и прихожан не поблагодарил... Вот как мы его проняли!
- Хороший дар сделали, Божеский! - кивал головой псаломщик. - Редчайшее художественное творение!
Во время чаепития пришел к батюшке посланец от Павла Ефремыча, с большим пакетом в руках.
- Не подарок ли нам в благодарность? - шепнул дьякон псаломщику.
Посланец подал батюшке письмо.
Батюшка улыбнулся.
- Наверное, благодарственное? - сказал он. - Ах, бесстыдник Павел Ефремыч! Ну, к чему это? Разве важно сие?
Отец Захарий пробежал глазами письмо и смутился. Лицо его стало красным и потным.
- Братия моя! - прошептал он, - что же это такое? Послушайте, о чем пишет-то Павел Ефремыч!
"Премного благодарен за ваш душевный дар, который есть икона. Но ввиду того, что в квартире нашей модный стиль, который прозывается модерн, красного дерева, мы, по размышлению с супругой моей, не можем эту икону повесить в комнатах, так как означенная икона к мебели не подходит. Ибо она, мебель, красного дерева, а киот иконы ореховый, а поэтому жертвую пожертвованную Вами икону в храм на предмет возжжения перед нею неугасимой лампады за мое и супруги моей здравие".
Старый причтовый дом загрустил. Понял отец Захарий, что жизнь стала не та и люди не те, и все, что было хорошего в прошлом, не имеет цены в настоящем. Все чаще и чаще стал задумываться отец Захарий. Раньше, бывало, улыбался, а теперь нет. Вечерним часом сядут с дьяконом на ступеньку крыльца и оба о чем-то думают. Покачает головой отец Захарий и скажет:
- Да... да... стиль модерн... Вот оно дело-то какое... Модерн!..
Из книги В. А. Никифорова-Волгина "Родные огни"
Клин. "Христианская жизнь", 2009
Фото: Татьяна Сазонова
Серебряная метель
Чаша Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|