Автор: Наталья Скоробогатова
Давно это было, в XVII веке. Один добрый боярин подарил очень бедному Хутынскому монастырю, что под Новгородом, хорошие пастбища, которые и стали главным источником существования монастыря. Завели иноки овец - шерсть овечья пошла и на одежду братии, и на продажу.
Дела в монастыре стали постепенно поправляться.
Да не тут-то было. Медведь из соседнего леса повадился таскать монастырских овец. Пастухи-послушники не раз докладывали настоятелю о чинимых медведем обидах. На это старенький настоятель отвечал благодушно, что и медведю надо же что-то есть.
Тогда медведь от безнаказанности и вовсе распоясался: похоже, он стал драть овец не только от голода, но и забавы ради.
Пастухи и об этом доложили настоятелю.
- Э, это уже баловство. Ради потехи губить овечек не позволю! - проговорил старец и, взяв свой посох, пошел в лес, да один!
На следующий день глазам изумленной братии предстала такая картина: их старенький настоятель возвращается в сопровождении огромного упитанного медведя. Старец вошел в свою келью, а медведь лег у крыльца.
Испуганные келейники боялись даже выйти из кельи.
- Отче, что же делать с медведем? Лежит у крыльца, никуда не отходит, нам и выйти-то боязно!
- Пусть себе лежит! Мы завтра пойдем с ним на суд к Патриарху.
На следующий день настоятель отправился из Новгорода пешком в Москву. За ним покорно шел монашеский обидчик. Шли они, минуя села и деревни, и везде народ с удивлением смотрел на такое странное явление. Люди так страшились медведя, что даже отказывали настоятелю с медведем в ночлеге.
А вот животные, странным образом, относились к страшному зверю совершенно спокойно. Собаки даже близко подбегали и обнюхивали его. Скот на пастбищах при приближении настоятеля с его обидчиком лишь подымал голову, с любопытством провожал глазами сие диковинное шествие, а затем снова продолжал щипать траву.
Так и добрел хутынский настоятель с медведем до Москвы. Пришли на Патриаршее подворье.
Оставив мишку у ворот, игумен вошел к Патриарху и, взяв у него благословение, сказал:
- Я к тебе, Святейший, пришел с жалобой на нашего обидчика. Сосед-медведь ведет себя непотребно. Похищает наших овец больше, чем съесть может. Стало быть издевается над кроткой Божьей тварью лишь потехи ради. Этого я стерпеть не мог и привел его к твоему Святейшеству на суд.
- Кого привел? - недоумевает Патриарх.
- Обидчика нашего, Владыко.
- Да где же он?
- У ворот дожидается твоего суда. Внуши ему, Святейший, что такое поведение зазорно для создания Божия.
- Зачем же ты, брат, так трудился вести его ко мне, коли он тебя самого слушает? Запрети ему сам.
- О, нет, Святейший! Что же я такое? Нет, запрети ему ты своими святительскими словами! Скажи ему, что озорничать грешно и непотребно.
Патриарх вышел на крыльцо, а настоятель сходил к воротам и привел своего косматого обидчика.
- Вот, Святейший, наш обидчик, рассуди нас своим святительским судом.
Медведь стоял, понурив голову.
Удивленный всем этим Патриарх немного помолчал, а потом обратился к медведю:
- Хутынский настоятель жалуется на твое озорное поведение. Повелеваю тебе не трогать отныне монастырских овец. Всесильный Господь и без того пропитает тебя.
Суд кончился. Настоятель поклонился в ноги Патриарху и повернул домой. Медведь покорно поплелся за ним.
С этого времени он никогда уже не трогал монастырских овец. А в случае недостатка в еде смиренно являлся в обитель, прося пропитания, в котором братия никогда не отказывала ему.
Из книги "Как кошка Шкурка перепостилась"
Фото: Татьяна Балашова
Волк будет жить вместе с ягненком
"Если бы каждый из нас был совершенен, вокруг был бы другой мир" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|