Автор: Елена Кислова
Святой праведный Иоанн Кронштадтский уже при жизни многими почитался как "молитвенник Земли Русской", чудотворец и великий праведник. Его поучения и беседы, изданные отдельными брошюрами, огромными тиражами расходились по всей России. Умер он в 1908 году, канонизирован Русской Православной Церковью в 1990 году. Святой Иоанн Кронштадтский обычно изображается на иконах с потиром - Чашей - в руках.
Пастырь всегда подчеркивал важность участия в Божественной литургии и церковных Таинствах. А еще очень много говорил и писал о важности молитвы. Среди его литературного наследия, обогатившего отечественную духовную сокровищницу, есть вдохновенные молитвословия, сложенные самим батюшкой. Мы приводим отрывок из книги "В мире молитвы".
Молитва - постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущества силы Божией, молитва - постоянное благодарственное настроение.
Молясь, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его к Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе, что пользы от нашей молитвы, от нашего говения?
Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.
Молитву старается лукавый рассыпать, как песчаную насыпь, слова хочет сделать, как сухой песок, без связи, без влаги, т. е. без теплоты сердечной. Молитва то бывает храмина на песке, то - храмина на камне. На песке строят те, которые молятся без веры, рассеянно, с холодностью, - такая молитва сама собой рассыпается и не приносит пользы молящемуся; на камне строят те, которые во все продолжение молитвы имеют очи, вперенные в Господа, и молятся Ему, как живому, лицом к лицу беседующему с ними.
Можно ли молиться с поспешностью, не вредя своей молитве? Можно тем, которые научились внутренней молитве чистым сердцем. В молитве надобно, чтобы сердце искренно желало того, чего просит; чувствовало истину того, о чем говорит, - а чистое сердце имеет это как бы в природе своей. Потому оно может молиться и с поспешностью и в то же время богоугодно, так как поспешность не вредит истине (искренности) молитвы.
Величайшее дарование Божие, в коем мы больше всего нуждаемся и которое получаем весьма часто от Бога вследствие нашей молитвы, есть сердечный мир, как говорит Спаситель: Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою Вы (Мф. 11, 28). И радуйтесь и считайте себя богатыми, имеющими все, когда получили мир.
Говорят: мы скоро устаем молиться. Отчего? Оттого, что не представляете пред собою живо Господа, - яко одесную вас есть. Смотрите на Него непрестанно сердечными очами, и тогда ночь целую простоите на молитве и не устанете. Что я говорю - ночь! Три дня и три ночи простоите и не устанете. Вспомните о столпниках. Они много лет стояли в молитвенном настроении духа на столпе и превозмогали свою плоть, которая, как у тебя и у них, также была склонна к лености. А ты тяготишься несколькими часами молитвы общественной, даже одним.
Что такое святость и достижима ли она?
Свободна ли воля человека? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|