Автор: Ирина Филиппова
После Великой Отечественной общество делило ее участников в основном на две категории: о мертвых слагали стихи, снимали фильмы, им ставили памятники; о живых (ветеранах) государство и общество заботилось, насколько могло. А о такой категории, как пропавшие без вести, предпочитали не говорить. Долгое время считалось, что это либо дезертиры, либо трусы, нарушившие свой воинский долг, сдавшиеся в плен. Но сейчас, по вновь открытым военно-историческим документам, можно сказать, что 70% из них - это люди, защищавшие с оружием в руках свою Родину и сложившие голову в бою.
У нас в Подмосковье ожесточенные бои велись поздней осенью и зимой. И вот упал боец в снег, а рота его ушла, потому что при наступлении части очень быстро двигались, и захоронением своих бойцов практически никто не занимался. И лежали эти бойцы до весны, а когда снег оттаивал, власти создавали санитарные бригады из местных жителей: стариков, женщин, детей. Они стаскивали останки наших бойцов в ближайшие траншеи, воронки и закапывали. Где-то на месте этих братских могил после войны поставили скромные памятники, о каких-то просто забыли.
Увековечить память без вести погибших на войне, отдать им последний долг помогают государству поисковые организации. В Клинском районе с 2000 года действует поисковый отряд "Подвиг". О работе отряда рассказывает его руководитель Павел Пустырев:
- Наша задача - поиск останков погибших воинов, их опознание, торжественное перезахоронение с воинскими почестями, а также поиск родственников, сообщение им о судьбе ушедшего на фронт человека.
Часто задают вопрос: "А нужно ли это сейчас? Человек попал в землю, пусть он там и лежит, вроде как похоронен". Но что значит "похоронен"? Я обычно спрашиваю: "А вы хотели бы быть похороненными в яме у дороги вверх ногами с чьими-то ногами у себя на голове?" Обычно люди говорят: "Нет". И те, кто отдал жизнь за Родину, этого тем более не заслужили.
Иногда говорят: "Ну что сейчас искать, не осталось тех, кто ждет". Это неправда, остались. Конечно, не осталось матерей, практически не осталось жен, но еще есть братья и сестры, дети, внуки. Очень многие, уже в третьем поколении после войны, ищут тех, кто на эту войну ушел.
Надо сказать, что любая поисковая работа сопряжена с огромными трудностями. Так, чуть ли не единственной находкой, по которой можно определить личность бойца, является смертный медальон. Не у всех он был, но нам в этом плане везло - смертные медальоны мы находили часто. За все время работы нашим отрядом было установлено 38 имен бойцов, и в 26 случаях были найдены родственники. Но не менее важны и другие находки, которые могут рассказать о личности и характере погибшего бойца.
Например, среди найденных вещей часто встречаются нательные кресты. Носить их в советской армии не разрешалось, но многим солдатам матери или родственники давали крестики с собой. Их хранили либо в снаряжении, либо зашивали в одежду. У нас был случай, когда мы нашли икону. Она была завернута в полковую газету и убрана в портмоне. Судя по тому, что в портмоне находились документы, это был не рядовой боец, а командир. А в прошлом году на одном из раскопов мы нашли останки бойца, который рукой сжимал нательный крест.
Поэтому, когда мы находим погибшего бойца, устанавливаем его личность - это важно для людей. И не только для родственников, но и для тех, кто этим поиском занимается. Мы берем в отряд детей с 12 лет. Начинаем занятия с изучения истории Великой Отечественной войны, истории вооружения.
Обычно подростки еще не участвуют в раскопках по поиску людей, но всегда помогают в обработке данных. И я могу сказать, что как раз дети такого возраста правильно осознают то, что они делают. Они действительно с уважением относятся к останкам погибших. Этого, к сожалению, обычно не скажешь о современных детях старшего возраста. И еще, дети из нашего отряда гораздо серьезнее относятся к таким понятиям, как армия, война, служба. Занимаясь поисковой работой, участвуя в экспедициях, раскопках, ребята начинают какие-то ситуации примерять на себя: а как бы я повел себя в тех или иных условиях? Они делают для себя определенные выводы, которые в будущем, возможно, сформируют у них настоящий патриотизм, любовь к своей Родине.
Фото: Игорь Смирнов
Возродить былые традиции воинской славы!
Сквозь годы. Три письма
Без Бога на войне я бы не выжила
Благословляет ли Церковь войну? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|