Автор: Ирина Филиппова
«Не умирай, твой потолок отправляется в небо…» Юрий Шевчук
Беседа со священником Александром Союзовым
– Отец Александр, говорят, что субкультура – это мировоззрение. Чем же тогда субкультура отличается от секты?
– Секта – это понятие религиоведческое, а субкультура – культурологическое. И по содержанию, и по главному критерию секта обязательно должна иметь стержневое вероучение, субкультура же может его не иметь, а значит, не обязательно религиозна.
– Однако любая субкультура привлекает в свои ряды сторонников, значит, она оказывает влияние и на их мировоззрение. Если оценить существующие субкультуры, то каким является это влияние – разрушительным или созидательным?
– В любом случае субкультура – это некий новый росток, который пробивается сквозь толщу традиционных мировоззрений, традиционных культур. И всегда она связана с настроением некоего протеста, несогласия, а может быть, и просто самоутверждения определенной группы лиц. Эта группа создает, зачастую, неформальное общество, так называемую тусовку, и в этой тусовке формируется определенная система отношений, ценностей, определенный взгляд на жизнь, выраженный порой в определенном музыкальном стиле, моде, одежде или чем-то еще. Этим создается обряд субкультуры, в который ее последователи себя заключают. И этот обряд не всегда надо рассматривать как однозначно разрушительное направление. В первую очередь, это – самоутверждение. Проблема исключительно в волеизъявлении лиц, – что то или иное сообщество хочет привнести в мир: пропаганду паразитирующего образа жизни, типа: «Солнце, море, марихуана – все, что нужно растаману» или какое-то свое дополнительное культурное наследие, как, например, поклонники и исполнители рок-музыки.
– Может ли верующий христианин принадлежать к какой-либо субкультуре?
– Христианин в первую очередь принадлежит Христу и Церкви. Поэтому, если он пытается себя идентифицировать с какой-то субкультурой, скорее всего, это та старая штукатурка, та краска, которая глубоко впиталась в его душу и пока не отчистилась.
– Факты говорят о том, что адепты многих субкультур – люди молодые, в основном подростки от 13 до 18 лет. Это время становления, самоопределения личности. Не секрет, что такой «трудный» возраст детей становится испытанием и для семей верующих. В чем опасность таких увлечений, и надо ли оберегать от этого детей?
– Безусловно, оберегать надо, потому что человек, войдя в ту или иную традицию, подвергается многим опасностям, первая из которых – отсутствие контроля со стороны старших и разрыв между поколениями. Соответственно, становление личности в таком коллективе, когда каждый пытается утвердиться друг перед другом при отсутствии определенного рассудочного начала, приводит порою к глупым безответственным поступкам. Поэтому родители, которым не безразлична судьба их детей, должны знать, чем дышат или о чем думают их дети, иначе результат может быть очень печален.
– Предположим, родители бьют тревогу: «Мой ребенок – гот (или эмо)». Как им разговаривать с ним, с чего начинать, как себя вести, чтобы не усугубить положение?
– Если человек уже оказался в той или иной субкультуре, в той или иной традиции, вывести человека из этого состояния очень непросто. Поэтому лучше заниматься профилактикой, чем устранением того или иного состояния. Хорошо было бы с самых первых лет сформировать у ребенка здоровый интерес к какой-либо сфере увлечений (спорт, искусство, технические направления и т.д.), а также постараться создать вокруг него определенный круг общения. Очень важно сделать для ребенка пределы его жизни шире, чем 25–45 квадратных метров квартиры. Должны быть совместные мероприятия на воздухе, какие-то выезды, походы, просмотры фильмов, спектаклей и т. д. Тогда кругозор ребенка будет расширяться, и ему будет интереснее в своем кругу, чем в кругу сверстников любой субкультурной традиции. Поэтому родители делают очень большую ошибку, когда рамки заботы о семье ограничивают лишь добыванием средств к существованию. Важной составляющей ухода в какую-то субкультуру может быть безделье. Но еще очень важным фактором является так называемое самостояние подростка, когда он начинает утверждаться в самостоятельной жизни и проявлять себя через примитивные, простые формы. Легко выкрасить волосы в розовый цвет, надеть черную одежду и считать себя принадлежащим к другой культуре, при этом не изменив ничего в душе. Гораздо сложнее изменить душу и, не переодеваясь в какую-то особую одежду, привлекать к себе людей. Уход в субкультуру – самый простой, самый формальный способ утвердить свою самостоятельность, отойти от семьи, от традиции и стать «кем-то», нацепив один единственный значок.
Как-то я читал статью одной девушки, которая мечтала стать членом сообщества толкиенистов. Она придумала себе замечательное имя, сшила замечательный костюм, но когда она пришла в эту тусовку, то увидела, что там те же самые проблемы, что и у ее дворовых сверстников: эльф бросил эльфийку, гоблин с кем-то подрался и так далее. Ничего не изменилось, кроме костюмов. И ее разочарование было велико.
Молодежи я бы посоветовал побольше читать, стараясь максимально познать окружающий мир, и не замыкаться в узком кругу примитивных интересов. Сейчас много хороших молодежных христианских журналов, таких как «Наследник», «Отрок», где эта тематика постоянно обсуждается.
Фото: www.emo.ru
Трудно богатому войти в царство небесное Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|