Автор: Юлия Павлюк
Что такое патриотизм? Как воспитать молодое поколение неравнодушным к судьбе страны, способным защищать себя, свою семью, родную землю? Об этом наш корреспондент беседует с Юрием Константиновичем Бойцовым, военным по профессии и по призванию, спортсменом, преподавателем.
Отличник физкультуры и спорта СССР, мастер спорта по волейболу, военный спортсмен - за 27 лет военной службы Юрий Константинович работал в должности начальника физподготовки полка, дивизии, армии, был начальником кафедры военного училища, готовил военных инструкторов для Афганистана. Более 20 лет "на гражданке" преподает физкультуру в различных учебных заведениях, в настоящее время - в клинской Православной классической гимназии "София".
В школе для Юрия Константиновича открылся новый фронт работы. Он много занимается с детьми во внеурочное время: возит на соревнования и выставки, старается повысить КПД самих уроков физкультуры - обустроил территорию для прыжков в длину, установил на спортивной площадке снаряды для прыжков в высоту и тренажёр, на котором одновременно может заниматься целый класс, оборудовал места для индивидуальных тренировок. Думаю, дело в особой гражданской позиции, в ответственном, "не формальном" отношении к работе, ведь служить Родине можно не только в армии.
- Юрий Константинович, вы были мальчишкой, когда началась война, - какой след она оставила в вашей душе, что запомнилось?
- Меня родители привезли в Клин 25 мая 1941 года, на отдых в Демьяново, к дедушке. Через месяц началась война, и я остался здесь, на чужбине, в семье родной тёти в деревне Давыдково. У нее было трое своих детей, и я стал четвертым. Родители остались на Смоленщине, откуда отец ушёл на фронт, а мать с сестрой были вывезены немцами на Украину.
Мне было шесть с половиной лет, но я всё прекрасно помню. Перед самым началом войны мой дедушка, Гавриил Давыдович, привёл меня в Дом-музей Чайковского. Здесь было замечательно, хотя дом, конечно, не имел такой красивой ограды, как сейчас, и комната для выступлений, служившая концертным залом, была маленькой.
Интересно, что как только немцы ушли из Клина, меня дедушка сразу же опять привёл в музей - и что я там увидел!.. Всё было разбито, вещи выброшены на улицу. Пианино тоже было исковеркано, сломано, клавиши повреждены. Конечно, всё это осталось в памяти.
Первое знакомство с немцем у меня было в Давыдкове. В барском доме на первом этаже работал магазин, моя тётя была завсельпо. Зашли туда два немца: "Матка, деньги давай!" Тётя Клаша испугалась, вынимает пачку денег, они большие были такие, лохмотьями. Немец стал пересчитывать, и одна купюра упала, я наклонился, поднял, подал ему. Он меня ка-ак треснет по голове "Э, гуд киндер!" и в воздух выстрелил, специально. Да, вели себя нагло, но в этот раз не тронули никого. Были люди, которые помогали немцам, по их наводке моего деда, директора совхоза, взяли провожатым в Голенищево, чтобы показал, где скрываются партизаны. Он повел их, а мост оказался взорван. С него сняли сапоги, по голове ударили, но не убили.
Однажды с мальчишками мы наблюдали воздушный бой над Давыдково. Встретились два самолета - мы стоим, смотрим, и тут наш пилот сбивает противника, немец прыгает с парашютом. Мы побежали за лес, туда, где он приземлился, и нашли его уже мертвым. Взяли парашют. Удивительно, мы были маленькие, но ничего не боялись - бегали, стреляли, помогали взрослым, выполняли их поручения. У нас была очень сильная ненависть к фашистам.
В Голенищеве был партизанский отряд, количество людей не знаю, думаю, около тридцати человек. Дети деревни Давыдково, и в том числе мой брат Лёля, десяти лет, были связаны с партизанами. Ожидали, что вскоре подъедет отряд немцев, на десяти машинах примерно, и остановится в Борозде. Партизаны попросили, чтобы мы украли ручки, которыми заводят машины.
Подошла колонна, остановилась на ночлег. С двух сторон ходили часовые. Ночь была безлунная, детей разделили на две группы по пять человек. Мы ручки сняли, утопили в Сестре, а партизаны напали уже на рассвете и захватили груз - очень нужное для них зимнее обмундирование (тулупы, рукавицы, валенки).
Немцы подтягивали отряды с Волоколамского направления, с Высоковска. Помню, мы в Давыдкове услышали взрыв страшной силы, прямо земля содрогнулась. Это немцы взорвали "Клинволокно". Потом я увидел, что от детонации собор на площади местами покрылся трещинами.
В моей памяти остались ряды белых берёзовых крестов с касками на могилах немецких солдат на месте памятника Чайковскому, возле Соборной (Советской) площади. Недалеко от Торговых рядов, со стороны парковки, раньше был сквер, в котором их тоже хоронили.
Фашисты рвались к Москве, но почему они так и не взяли Крюково? Думаю, Бог нашим солдатам помог сильно. Есть такое оружие "климатическое" - это я сейчас понимаю. Так вот, в начале декабря 1941 года был сильный снегопад, трое суток сыпал снег. Мы встаём утром и не можем открыть дверь в частном доме, выглянули в окно - всё засыпано: три с половиной метра снега выпало. Так как немцы придерживались дорог, это было им очень некстати. Сама Ленинградка была устлана трупами, разбитыми машинами, надолбы стояли на всем протяжении. Мост у деревни Борозда (слева, если ехать в Москву) был взорван, а по ту сторону реки Сестры (в районе деревень Горки, Давыдково, Фроловское) шли траншеи, стояли наши танки, блиндажи в лесу были, мы с пацанами туда потом лазили.
- Как вы узнали о победе?
- Радио не было, новости приносили люди, и примерно с 4 мая мы знали о скорой победе, ждали известия о полной капитуляции Германии. Конечно, это была радость, которую трудно передать словами. Особенно радостно было, когда за мной в Клин приехал отец. Оказалось, что он уже отыскал и мою мать в Смоленской области - они с сестрой вернулись из Украины, по счастливой случайности им удалось сбежать из эшелона во время отправки в Германию мирного населения.
Примерно в августе я стал свидетелем того, как по Ленинградке в Москву вели пленных. Они двигались по десять человек, колонна растянулась на 2-3 км - от входа в Давыдково и до кузницы, которая стояла на выходе из деревни. Их усадили. Мы, мальчишки, набрали лесных яблок за пазуху, шли вдоль этой колонны и ели. Один из пленных протянул руку: "Дай, дай, дай!" Я три яблока вынул, отдал ему. А он полез в карман и достал оттуда авторучку, интересную, с пипеточкой - я такую даже не видел, - протянул мне. И мы пошли дальше.
- Не было такого, чтобы люди вели себя агрессивно по отношению к пленным?
- Нет, был только один момент. Уже миновав середину колонны, я увидел, как пленный кинулся на конвоира, и тот сразу, на месте пронзил его штыком. Все пленные поднялись, закричали. Мы - бежать…
- Как складывалась жизнь семьи в послевоенное время?
- В сентябре 1945 года моего отца направили в Германию, он забрал и нас. Мы поселились в городе Петрас Вальдау - на границе Польши и Германии. Город, примерно как Клин размером, был совершенно безлюдным. Два бассейна, два стадиона, дома - и только военные с семьями, никого из местных жителей. Мы жили одни в многоквартирном трёхэтажном доме. Заходи в любую квартиру - мебель есть, всё на своих местах, и … тишина. Думаю, население было эвакуировано, поскольку следов погромов и насилия на улицах города мы не видели. Здесь было замечательно, комфортно, мы прожили в городе один год, потом отец демобилизовался.
Когда в 1945 году мы вернулись из Германии, я пошёл в высоковскую школу, в третий класс. Стал учиться, занялся спортом - волейболом, лыжами. Помню, в восьмом классе писал сочинение по книге "Слово о полку Игореве", и я его, конечно, списал. Учительница меня очень хвалила, но, видимо, всё же заподозрив неладное, во время следующего сочинения от меня буквально не отходила. "Что, списать не можешь?" - спросила она, видя мой пустой лист. Я чистосердечно признался, но от "бури" это меня не спасло, на следующем занятии учительница разнесла меня "в пух и прах". Оставшись потом наедине, преподавательница меня не просто отругала, но и пообещала, что жизнь моя не сложится, ведь именно такая участь постигает всех нечестных людей. Придя домой, я сказал отцу, что в школу больше не пойду. "Пойдёшь работать", - ответил отец. У меня было некоторое художественное дарование - благодаря ему я смог зарабатывать. Я работал, учился по вечерам, и через год, в 1955 году я окончил школу рабочей молодежи, стал поступать в военное училище. Ещё в школе я твердо решил, что обязательно стану военным и спортсменом.
- Это было ваше собственное решение?
- Да, только моё. Но в училище я не попал, меня призвали в армию. Уже в воинской части в Калуге мне предложили пройти обучение. Я ездил поступать в разные учебные заведения: сначала - в военный институт физкультуры и спорта имени Ленина в Ленинграде, но там я не сдал норматив по плаванию, ведь бассейна в школе у нас не было - на одну секунду не уложился.
Вернулся в часть, потом ездил в рязанское автомобильное училище, но там мне не понравилось, спортзала не было. В результате поступил в Московское Кремлевское училище Верховного Совета. Шесть парадов на Красной площади, три парада на Поклонной горе…
По окончании училища меня командиром взвода направили в Солнечногорск на курсы "Выстрел", там я прослужил 9 лет. Одновременно учился в Московском институте физкультуры, кстати, моей одногруппницей была Ирина Роднина. Потом меня перевели в Венгрию. Там я играл за венгерскую волейбольную команду, во второй лиге. Институт закончил по возвращении из Венгрии. В Солнечногорске я был на должности начальника физподготовки полка, из Венгрии вернулся начальником физподготовки дивизии.
Потом попал под Киев, в Выползово. Оттуда родом были чуть ли не все украинские полицаи, Гитлер наградил этот населённый пункт железным крестом. Обстановка была непростая. В этой учебной дивизии числилось 19 тысяч человек, здесь я прослужил 3 года. Обстоятельства сложились таким образом, что занятия, которые я проводил для всех начальников военных училищ, посетил министр обороны страны, меня "заметили" и направили в Киевское командное общевойсковое училище заведующим кафедры физподготовки и спорта. Там я прослужил с 1975 по 1982 год, потом демобилизовался, работал в киевской школе, потом была Монголия, работал в должности начальника НВП, и снова - Киев.
В 90-е годы, когда в Украине стали нарастать антироссийские настроения, начались попытки переписать историю войны, я решил уехать в Москву, к сыну. Помогал ему обустроить квартиру - руки у меня "золотые", как говорят.
Без дела я не могу, хочу работать. В московской школе меня приняли с распростертыми объятиями: высшая категория, отличник физкультуры и спорта СССР, заслуженный учитель физкультуры и спорта Украины. Проработал я в московской школе один год, и отец позвал меня к себе, в Клин, предложил устроить в строительный колледж. Но там я "не прижился", через два года ушел в школу и 17 лет проработал в клинской школе № 13, развивал флорбол; сейчас преподаю физкультуру в православной гимназии "София".
- Какие примеры патриотического воспитания были в вашей семье? Отец пошел в армию по призыву, или он изначально был военным?
- Мой отец уже был военным, помимо этого у него было два высших образования - высшее математическое и историческое. Он сам был примером для нас, никакого особенного патриотического воспитания не было.
Во время войны мне, конечно, дед пояснял, что на нас напали фашисты, хотят нас всех в рабство взять. Это было вероломно, исподтишка, - так мы это ощущали, я испытывал презрение к врагам. Сама жизнь подталкивала к тому, что нужно защищаться. Мама много рассказывала о том, как она была в эвакуации и бежала оттуда, о том, как фашисты убили деда на Смоленщине.
- Каким должно быть военно-патриотическое воспитание молодежи?
- Вопросы военно-патриотического воспитания должны быть в центре, а мы практически не готовим молодёжь к защите Родины. Из каких составляющих складывается воспитание? Духовное, физическое, умственное, эстетическое, трудовое, военное.
Хочу сказать о роли спорта. Ребенок должен с детства получать "порции" физкультуры. Важно развивать координацию движений - лучше всего для этого подходят спортивные игры, гимнастика. Нужно научить падать, поэтому физкультура должна включать элементы акробатики - я это даю на уроках своим ученикам. Физкультура учит быть смелым, преодолевать себя. Ребенок не обязательно станет хорошим спортсменом, но он будет здоровым, сильным, сможет за себя постоять. Патриотизм воспитывается и на соревнованиях: ребенок будет патриотом своей школы, гимназии, класса, в конце концов.
Вспомните, как отзывались генералы о русском солдате: "Русский солдат неприхотлив. Его накорми, дай чуть-чуть отдохнуть, и он горы свернет". Гитлер этого не учел.
- Служба в армии нужна для всех, или армия должна быть профессиональной?
- Обязательно для всех. Это школа мужества. Это не мной, народом придумано. В армии послужил - значит, что-то понял о жизни. Армия дисциплинирует, учит переносить лишения и тяготы.
- Юрий Константинович, какая награда для вас самая значимая?
- Награда "За ратную доблесть" - самая для меня ценная, Громов вручал. В мирное время, в гражданских условиях, ей награждают за отвагу. Громов был командующим Киевского округа, президентом "Боевого братства", ему про меня доложили, видимо. Я ведь в своё время готовил инструкторов для Афгана…
Фото: Юлия Павлюк
Можно ли верующему человеку заниматься спортом? Автор: Елена Кислова В выпуске телепередачи "Дорога к храму" мы решили побеседовать об этом с настоятелем храма св. вмч. Георгия Победоносца с. Подтеребово. Свободные вечера о. Савва проводит с клюшкой на льду клинского Ледового дворца им. Валерия Харламова, тренируясь с хоккейной командой "Титан-2".
Возродить былые традиции воинской славы! Автор: Ирина Филиппова На территории Клинского района располагается несколько воинских частей. Две из них - в городке Клин-9. Здесь в 2003 году был построен деревянный храм в честь священномученика Серафима Клинского. А значит, Сам Бог велел настоятелю храма священнику Игорю Ковалеву налаживать контакты с военнослужащими. Мы попросили его рассказать о том, как идет эта работа и как могут и должны сотрудничать Церковь и Российская армия.
Обязанность мужчины - защищать Отечество! Автор: Елена Кислова Так считают воспитанники военно-патриотического клуба святого благоверного князя Александра Невского, действующего при Доме детского творчества и Успенской церкви в Демьяново. Мальчишки в пятнистой военной форме и в караулах у братских захоронений стоят, и кресты поклонные помогают устанавливать, и в крестных ходах участвуют. А еще побеждают на всевозможных соревнованиях и слетах православных военно-патриотических клубов, в том числе и всероссийского уровня. Мы побеседовали с ребятами, которые являются "ветеранами" клуба.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|