Автор: Ирина Филиппова
- Отец Аркадий, как Вы считаете, можно ли и нужно христианину участвовать в политической жизни страны?
- То, что можно, это очевидно. Если мы обратимся к истории России или Византии, то увидим, что многие политические деятели этих государств были православными. И среди них были как мерзавцы, так и выдающиеся личности, которые действительно служили народу, а значит, служили Богу и Его правде. Правда же Его состоит в том, чтобы исполнять волю Божию. Сама по себе политическая деятельность ничем не хуже работы, например, хлебопека или плотника, дворника или милиционера. У каждого человека свое призвание, которое дается Богом.
Другое дело, что сейчас политическое служение связано со многими соблазнами. Первый соблазн - это возможность легкого обогащения и связанное с этим вступление в элиты, совершенно отвергающие христианство. Я не знаю ни одной партии, имеющей политический вес, которая была бы движима в своей деятельности именем Христовым, не стеснялась бы его. Все партии стараются изобразить себя служителями народа, но никто из них не говорит, что они служители Божией правды. Поэтому человек должен сто раз подумать, прежде чем связать свою деятельность с какой-либо партией.
Второй вопрос - человек должен еще и состояться как христианин, чтобы идти делать эту правду Божию. Отступление от правды в мире попущено Всемогущим Богом. Об этом говорил святитель Игнатий Брянчанинов: "Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею…" Но бывает так, что Бог призывает человека на служение. И здесь важно при любых обстоятельствах оставаться христианином, чтобы исполнять Божие дело. Но это если ты действительно призван. А вот если сам рвешься в политику, тогда надо разобраться в себе - если просто ищешь легкой жизни, то попадешь в сети сатанинские и погибнешь.
Показательный пример - предвыборные теледебаты: кандидаты выходили из себя, поливали друг друга грязью, оскорбляли. Возникает вопрос: если люди не способны управлять собой, то как они смогут править миллионами? Гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 20), а христианин, прежде всего, должен искать Царствия Божия и правды его, только тогда он сможет по-настоящему служить народу.
- А что значит быть слугой народа?
- Это значит от себя отречься, а другим служить, как воин, который жертвует своей жизнью ради жизни других людей. Таким должно быть отношение человека к своему делу. А если человек идет туда за личной выгодой, то ему нечего там делать.
Лично меня сегодняшняя власть устраивает. Да, я вижу недостатки, но думаю, что безнравственно поливать грязью людей, которые хоть что-то делают для страны. И они христиане. Какие христиане - это уже другое дело, их личное.
Церковь всегда молится за власть. А молиться за власть, значит пытаться сделать ее другой. Не нравится власть - молись за нее, за руководителей, и они могут измениться, стать другими людьми. Ведь мы, простые обыватели, не понимаем всех проблем, которые стоят перед властьпредержащими. Вот сейчас говорят о политическом закате власти, а ведь до революции также были и коррупция, и бюрократизм, и взяточничество. И в армии это было, и в обществе. Но при этом там было место и для праведников. А сейчас такая политическая система, что кажется, праведник в ней жить не может. Поэтому если, идя в политику, ты руководствуешься своими страстями, то лучше сиди дома.
- Как правильно с духовной точки зрения нужно оценивать политические события, которые происходят в стране, в мире?
- Сказано: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…Мир лежит во зле (1 Ин. 2, 15-17; 5, 19). Политические силы дерутся между собой за власть. Пусть дерутся между собой. А то, эти нам не нравятся, те нас не устраивают. В итоге, одних убрали - пришли другие, в сто раз хуже, чем были предыдущие. И так будет всегда, пока люди не смирятся. Не хочешь потерпеть эту власть? Будет хуже. Убрали государя Николая II - пришли в тысячу раз худшие, убийцы собственного народа. Можно провести аналогию с Ветхим Заветом, когда народ отверг начальствование святого пророка Самуила - последнего судьи Израиля, и просил его поставить им царя как у других народов. Тогда Самуил обратился к Богу, и Бог ответил ему: Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними (1 Цар. 8, 7). Царем стал Саул, который в своей страсти властвования дошел до одержимости.
Христиан всегда было мало. Поэтому всегда нужно иметь отверстое око, чтобы понимать происходящее вокруг. И если мы можем делать добро - нужно делать и нужно надеяться, что Господь не оставит Своих людей и приведет их к спасению. Апостол говорит: Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро (Рим. 13, 1-4). Мир начинается с христиан, которые сами и должны этот мир хранить.
Беседовала И. Филиппова
Фото: Геннадий Алексеев
Бутовский полигон: лекарство от коммунизма
Какой выкуп даст человек за душу свою? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|