Автор: Виталий Юрьевич Питанов
Свобода воли человека подразумевает, что он сам делает выбор, быть ему с Богом или нет. Бог хочет, чтобы "все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим.2:4). "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1Ин.4:16), но что же делать, если сам человек не хочет быть с Богом? Учение об апокатастасисе (всеобщем восстановлении, спасении) не было принято как учение Церкви. Суть его такова: Бог, будучи Любовью, не может осудить на вечные мучения Свою тварь; поэтому Он всех простит и все войдут в Царство Небесное. Но, как говорил митр. Антоний Сурожский, мы не должны забывать следующее, размышляя над этим вопросом: "Зло не может просто потому войти в Царство Божие, что Господь скажет: Я тебя прощаю…. Человек, сотворивший зло, должен перемениться для того, чтобы войти в Царство Небесное. Если вы в Царство Небесное введете человека, которому чуждо все содержание этого Царства, он будет в аду; так же как если человека, который ненавидит музыку, посадить в концерт, он будет ерзать от страдания, и ваша доброта в том, что вы его туда пустили, ему ничем не поможет"1. Бог, заставив человека, не принимающего, ненавидящего, отвергающего Его, постоянно созерцать Себя, действительно превратился бы в мучителя. Ад (в буквальном переводе с греческого - Аид, подземное царство2) - это состояние отвержения человеком Света; это согласие Бога на свободное решение творения отвергнуть своего Творца. О причине адских мучений великий подвижник св. Исаак Сирин писал: "Мучимые в геене поражаются бичом любви. И как горячо… это мучение любви… Неуместна никому такая мысль, что грешники в геене лишатся любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины… Но любовь… мучит грешников. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоявает своими утехами"3. Согласно учению Православной Церкви, после смерти человек предстает перед Богом на частный суд, где предварительно определяется его посмертная участь. До Страшного Суда участь грешников, мучающихся в аду, может быть, по молитвам Церкви, изменена, поэтому Церковь молится об упокоении душ почивших православных христиан "со духи праведных". Однако после Страшного Суда, на который предстанут и живые, и мертвые, участь и тех, и других будет решена уже окончательно.
©Питанов В.Ю.
Литература
1 Митрополит Антоний Сурожский. Человек перед Богом. М., Паломник. 2000. С.53.
2 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899, репр. 1991 С.18 - 19
3 Св. Исаак Сирин. Добротолюбие. Слово 18 / Архим. Киприан Керн. Антропология св. Григория Паламы. М., Паломник. 1996. С.228-229.
Благословляет ли Церковь войну?
О толерантности "нетрадиционных религиозных движений" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|