Автор: Виталий Питанов
Виталий Питанов
Книга "Роза Мира" основана на личном духовном опыте ее автора: "Мои книги, написанные или пишущиеся в чисто поэтическом плане, зиждутся на личном опыте метаисторического познания47. Концепция, являющаяся каркасом этих книг, выведена целиком из этого опыта"48. До того как Даниил Андреев написал свою книгу, он пережил целый ряд мистических переживаний49, из которых сделал следующие выводы: 1) кроме мира земного, существуют "тонкие" миры; 2) история мистична по своей сути, т.е. события, происходящие в "тонких" мирах, проявляются в земной истории; 3) существуют демонические силы; 4) существуют силы "света"; 5) люди находятся под непрерывным воздействием тех и других сил, человек постоянно пребывает в фокусе их борьбы.
Обратим внимание читателя на то, что любой мистический опыт всегда интерпретируется, всегда осмысливается в рамках некоей мировоззренческой системы. Например, мистический опыт православного христианина осмысливается через призму вероучения Православной Церкви, основанного на Священном Писании и Священном Предании. Даниил Андреев создает собственную мировоззренческую систему, в основу которой кладет свой духовный опыт: "концепция, являющаяся каркасом этих книг, выведена целиком из этого опыта". У автора "Розы Мира" нет никаких реальных критериев, позволяющих оценить как характер тех сил, которые посещали его, так и духовную составляющую их откровений. Оценка Даниила Андреева собственного мистического опыта имеет исключительно эмоциональный характер, объективной ее назвать никак нельзя.
Даниил Андреев пишет: "Для "Розы Мира" недостаточно было опыта, приобретенного на таком пути познания50. Но самое движение по этому пути привело меня к тому, что порою я оказывался способным сознательно воспринять воздействие некоторых Провиденциальных51 сил..." 52. Сознательность - понятие относительное, поэтому, если и можно говорить о сознательности восприятия Даниилом Андреевым данных ему откровений, то относительной. Так или иначе, оценить степень этой сознательности невозможно.
Что Даниил Андреев сделал для того, чтобы удостоиться мистических откровений? Ничего. Он пишет: "Я должен сказать совершенно прямо, что лично мною не было проявлено… усилий, по той простой причине, что я не знал, как к этому подойти, а руководителей у меня не было. Но было зато нечто иное, чем я обязан, вероятно, усилиям невидимых53 осуществителей Провиденциальной воли, а именно - некоторая приоткрытость, как бы на узенькую щелку, двери между глубинной памятью и сознанием"54. Бросается в глаза неуверенность самого автора в природе своего духовного опыта: "чем я обязан, вероятно, усилиям невидимых осуществителей Провиденциальной воли". У Даниила Андреева никогда не было духовных руководителей, наставников, он не проявлял никаких усилий для получения данных откровений. Духовной традиции Православной Церкви известен институт духовного наставничества, но православные духовники - не неведомые "тонкие учителя", а живые люди, носители двухтысячелетней православной традиции. Направление их духовного учительства можно сопоставить с духом и буквой Священного Предания и Священного Писания Церкви. Например, в Новом Завете дается такой критерий: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8). Что такое "глубинная память"? Науке известен феномен, который называют "ложной памятью"55. Источником такой памяти могут быть как забытая информация, почерпнутая когда-то, например из прочитанных книг или услышанных рассказов, так и демонические внушения.
Вот как рассказывает о получении основного текста книги "Роза Мира" сам автор56: "…в тюрьме начался для меня новый этап метаисторического и трансфизического57 познания. Часы метаисторического озарения участились. Длинные ряды ночей превратились в сплошное созерцание и осмысление. Глубинная память стала посылать в сознание все более и более отчетливые образы, озарявшие новым смыслом и события моей личной жизни, и события истории и современности. И, наконец, пробуждаясь утром после короткого, но глубокого сна, я знал, что сегодня сон был наполнен не сновидениями, но совсем другим: трансфизическими странствиями58"59. Подобные странствия по тонким мирам типичны среди оккультистов (так называемые астральные путешествия). Являются ли эти путешествия реальными, или представляют собой галлюцинации, трудно сказать. Даниил Андреев продолжает: "На сорок седьмом году жизни я вспомнил и понял60 некоторые из своих трансфизических странствий, совершенных ранее; до этого времени воспоминания о них носили характер смутных, клочкообразных, ни в какое целое не слагавшихся хаотических полуобразов. Новые же странствия зачастую оставались в памяти так отчетливо, так достоверно61, так волнуя все существо ощущением приоткрывшихся тайн, как не остается в памяти никакое сновидение, даже самое значительное"62. При этом, автор утверждает, что самые высокие откровения ему не были явлены: "Есть еще более совершенный вид таких странствий по планетарному космосу: тот же выход эфирного тела, те же странствия с великим вожатым по слоям восходящего или нисходящего ряда63, но с полным сохранением бодрственного сознания. Тогда, вернувшись, путник приносит воспоминания еще более бесспорные и, так сказать, исчерпывающие64. Это возможно только в том случае, если духовные органы чувств уже широко раскрыты и запоры с глубинной памяти сорваны навсегда. Это уже подлинное духовидение. И этого, конечно, я не испытал"65.
Автор "Розы Мира" чрезвычайно эмоционален, читая книгу, создается впечатление, что он почти не осмысливает свой духовный опыт критически: "Встречи случались и днем, в людной тюремной камере, и мне приходилось ложиться на койку, лицом к стене, чтобы скрыть поток слез захватывающего счастья. Близость одного из великих братьев вызывала усиленное биение сердца и трепет торжественного благоговения. Другого все мое существо приветствовало теплой, нежной любовью, как драгоценного друга, видящего насквозь мою душу и любящего ее и несущего мне прощение и утешение. Приближение третьего вызывало потребность склонить перед ним колена, как перед могучим, несравненно выше меня взошедшим, и близость его сопровождалась строгим чувством и необычайной обостренностью внимания. Наконец, приближение четвертого вызывало ощущение ликующей радости - мировой радости - и слезы восторга. Во многом могу усомниться, ко многому во внутренней жизни отнестись с подозрением в его подлинности, но не к этим встречам"66. Вся оценка полученного духовного опыта строится на эмоциях, никаких иных критериев автор не использует. Но, осознавая, что субъективной достоверности духовного опыта еще недостаточно для того, чтобы убедить в его подлинности других людей, Даниил Андреев замечает: "Дух нашего века не замедлит с вопросом: "Пусть то, что автор называет опытом, достоверно для пережившего субъекта. Но может ли оно иметь большую объективную значимость, чем "опыт" обитателя лечебницы для душевнобольных? Где гарантии?"
Но странно: разве ко всем явлениям духовной жизни, ко всем явлениям культуры мы подходим с требованием гарантии? а если не ко всем, то почему именно к этим? Ведь мы не требуем от художника или композитора гарантии "достоверности" их музыкальных наитий и живописных видений. Нет гарантии и в передаче религиозного и, в частности, метаисторического опыта. Без всяких гарантии опыту другого поверит тот, чей душевный строй хотя бы отчасти ему созвучен; не поверит и потребует гарантий, а если получит гарантии - все равно их не примет тот, кому этот строй чужд. На обязательности принятия своих свидетельств настаивает только наука, забывая при этом, как часто ее выводы сегодняшнего дня опрокидывались выводами следующего. Чужды обязательности, внутренне беспредельно свободны другие области человеческого духа: искусство, религия, метаистория"67. Даниил Андреев лукавит, даже в искусстве есть критерии, с помощью которых можно оценить то или иное произведение, пусть даже созданное в результате "музыкальных наитий и живописных видений". Например, мастерство владения художником техникой письма в изобразительном искусстве. Если все художники одинаково мастерски пишут картины, то почему одного признают великим даже собственные собратья, а другой остается непризнанным несмотря на все свои "живописные видения", и после смерти имя его канет в Лету? Что же касается характера откровений Даниила Андреева, то он не первый, кто имел мистический опыт. Реальность подобного явления доказать невозможно. Никто не сможет доказать, что "Роза Мира" не придумана автором с целью мистификации читателя, хотя и обратного тоже никто не докажет. Но что мешает нам оценить плоды этого опыта, которые, в частности, выразились в книге "Роза Мира"? Плоды откровений можно и нужно исследовать, чтобы дать им независимую от автора оценку. Использовать этот критерий призывает нас и Священное Писание: "…по плодам их узнаете их" (Мф. 7:20). Примечательно, что далее Даниил Андреев пишет: "Многое воспринимаю я при помощи различных родов внутреннего зрения: и глазами фантазии, и зрением художественного творчества (выделено нами. - В.П.), и духовным предощущением. Кое что вижу и тем зрением, которым предваряется долженствующее быть. Но все, что я вижу впереди, - для меня желанное; и нередко я совершаю, может быть, незаметную подмену (выделено нами. - В.П.), принимая желаемое за объективно предназначенное к бытию"68. Как видим, автор сам не уверен в достоверности изложенного им в книге материала.
В данной работе мы исследуем текст "Розы Мира" через призму православного вероучения. Воспользуемся хотя бы некоторыми, предлагаемыми им критериями. Мы уже приводили слова ап. Павла: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8). Итак, первый критерий - критерий соответствия смысла откровений "Розы Мира" Евангельской вести. Второе: "Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына" (1 Ин. 2:22), т.е. нам следует рассмотреть учение "Розы Мира" о Христе и сравнить его с православным учением. В-третьих, "Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда" (Ин. 18:36) - поиск какого царства: земного или Небесного предлагает "Роза Мира"? Согласна ли "Роза Мира" с утверждением: "…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12)? Эти и другие вопросы мы рассмотрим далее. Однако мы сознательно уклонимся от стремления избавиться от "главной помехи" познания, которую Даниил Андреев видит во "вмешательстве рассудка"69. Священное Писание прямо указывает нам на ценность разума: "…если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум…" (Прит. 2:3-6); "…рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы" (Прит. 2:11-13). Не потому ли проповедники учений, подобных изложенному в "Розе Мира", прилагают столько усилий, чтобы в первую очередь избавить своих потенциальных последователей от разумного осмысления предлагаемых ими утверждений?
Что такое монада? "Монада - первичная, неделимая, бессмертная духовная единица, богорожденная либо богосотворенная. Мироздание являет собой неисчислимое множество монад и многообразные виды создаваемых ими материальностей"70. Господь творит монады из себя, и все они по своей природе тождественны творцу71. "Все неисчислимые мириады монад распадаются… на две онтологически различные категории. Одна - монады богорожденные. Их немного. Они крупнее масштабно, они непосредственно вышли из непостижимых глубин Творца, они предназначены к водительству мирами и с самого начала приступают к нему, не зная ни падений, ни срывов и в дальнейшем только возрастая от славы к славе, от силы к силе. Тайну их божественного рождения не постигает и никогда не постигнет никто, кроме них самих. В Шаданакаре к числу богорожденных монад принадлежат Планетарный Логос, Звента-Свентана72. …Ни одна демоническая монада Шаданакара не входит в их число, хотя следует знать, что Люфицер является монадой богорожденной - единственной из всех богорожденных монад, совершившей богоотступничество73.
Другая категория - все остальные монады мира, монады богосотворенные. Тайна их творения Богом может быть постигнута каждой из них, хотя, конечно, на чрезвычайно высокой ступени восхождения"74. Дух творится богом, фактически, дух - это эманация бога. Материальный мир создается монадами75, а если учесть, что дух и материя едины, можно предположить, что весь мир - это бог, проявляющий себя через монады и их творчество. "Роза Мира" излагает типичное пантеистическое учение. Монады есть даже у микробов76. Все монады пребывают в "тонком мире": "Среди многочисленных слоев Шаданакара есть многомерный мир, где пребывают человеческие монады - неделимые и бессмертные духовные единицы, высшие Я людей. Творимые Богом и только Богом, а некоторые (немногие) таинственно рождаемые Им, они входят в Шаданакар, облекаясь наитончайшей материей, - ее правильнее было бы назвать энергией: это - субстанция, пронизывающая весь Шаданакар; каждый индивидуальный дух, вступая в нашу брамфатуру, неизбежно ею облекается. Мир, в котором пребывают наши монады, носит имя Ирольн"77. Господь творит новые монады непрерывно78.
Весь космос есть поприще становящихся монад79. Цель эволюционного развития монады на Земле заключается в преодолении внутреннего эгоизма, в изживании стремления к самоутверждению за счет других монад80. "Вселенский план Провидения" ведет монады к "высшему единству", полному слиянию с богом81: "…монада, восполнившая себя до конца, погружается в глубины Бога-Сына, Сердца и Демиурга вселенной, и только через этот всезавершающий акт возвращается к своему истоку, к Богу-Отцу, непостижимо отождествляясь Ему и всей Пресвятой Троице"82.
Богорожденные монады по своей природе обладают сознанием83. Учитывая, что материя творится ими из себя же, можно прийти к заключению, что мы имеем полное право ко всему живому и неживому относиться как к личностям. А беседа с утюгом или чайником должна стать привычной практикой всех людей.
У Даниила Андреева, судя по всему, были проблемы с логическим осмыслением своих "религиозных" построений. В пантеистических учениях бог безличностен84, в "Розе Мира" у него откуда-то появляется сознание. Бог и мир в "Розе Мира" едины. Мир есть бог, и бог есть мир. Значит, каждый человек может о себе сказать: я есть бог. Монады по природе тождественны богу, они - его эманации. Следовательно, "высшее я" любого человека - это сам бог. Дух и материя едины, бог творит дух, значит, и к творению материи он не может не быть причастным, но в таком случае, если материя и монада - бог, почему человек впадает в "метафизическую амнезию"85 и забывает о своей божественности?
"Роза Мира" принципиально отлична от того Откровения, которое дал нам Господь. Основные различия таковы: Священное Писание учит о том, что Бог и человек иноприродны. Мир не есть Бог, и Бог не есть мир. Материя и дух отличны. Душа человека не есть Бог. Бог не творил человека из Самого Себя. Все учение о монадах, данное в "Розе Мира", противоречит как формальной логике, так и библейскому Откровению.
Продолжение статьи
©Питанов В.Ю.
Тайна "Розы Мира". Часть 1
Тайна "Розы Мира". Часть 2
Литература
47 "Метаистория - 1. Ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне ее методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах пространства и других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. 2. Религиозное учение об этих процессах". Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.570.
48 Даниил Андреев. Роза Мира. Иной мир. М.,1992. С.57.
49 Там же. С.57-60.
50 Интересно, каким образом автор это определил?
51 Т.е. тех сил, которые "борются" со злом и направляют "духовную" эволюцию человечества.
52 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.60.
53 Видел ли Андреев тех, с кем общался? На этот вопрос Даниил Андреев отвечает так: "Нет. Разговаривали ли они со мной? Да. Слышал ли я их слова? И да, и нет. Я слышал, но не физическим слухом. Как будто они говорили откуда то из глубины моего сердца" Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.62.
54 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.60.
55 Гайслер Норман Л. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб. 2004. С.816.
56 Трудно предположить, что автор, находясь в заключении, не пребывал в депрессивном состоянии. Депрессия ведет к снижению критического самоанализу, человек становится более внушаем.
57 "Термин… "трансфизический" применяется ко всему, что обладает материальностью, но иной, чем наша, ко всем мирам, существующим в пространствах с другим числом координат и в других потоках времени. Под трансфизикой (в смысле объекта познания) я понимаю всю совокупность таких миров вне зависимости от процессов, там протекающих… Слово же "трансфизика" в смысле религиозного учения означает учение о структуре Шаданакара". Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.65-66.
58 "… явления, которые я назвал трансфизическими странствиями и встречами, могут быть, в зависимости от своего содержания, отнесены либо к метаисторическому роду познания, либо к трансфизическому, либо ко вселенскому". Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.66. В целом "трансфизическими" можно назвать путешествия автора по "тонким мирам", встречи с населяющими эти миры существами, а также откровения о происходящих там событиях и о последствиях этих событий в истории энрофа.
59 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.61.
60 Не будет ли точнее сказать, что это "провиденциальные силы" "помогли" Даниилу Андрееву "вспомнить" и "понять"?
61 "Деперсонализация (отчуждение от самого себя) - расстройство сознания личности, сопровождающееся отчуждением психических свойств личности… Сознание личности при некоторых бредовых синдромах может полностью на короткое или на длительное время изменяться (бредовая деперсонализация). Больные перестают быть для себя прежней личностью и становятся в своем сознании богом, властителем Вселенной, посланцем иных планет и т.д. Возникающие при этом противоречия не вызывают у них сомнений". "Руководство по психиатрии". Под редакцией академика АМН СССР А.В. Снежневского. М., Медицина. 1983. Т.1. С.20-21.
62 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.61.
63 Имеются в виду адские и райские миры.
64 Для того, кто их пережил.
65 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.62.
66 Там же. С.62
67 Там же. С.63.
68 Там же. С.536.
69 Там же. С.56.
70 Там же. С.570.
71 Там же. С.94.
72 "Звента Свентана - великая богорожденная монада, выразительница Вечной Женственности, Невеста Планетарного Логоса, сошедшая с духовных космических высот в верхние слои Шаданакара около полутора столетий назад и долженствующая принять просветленное (отнюдь не физическое) воплощение в одном из затомисов человечества. Это метаисторическое событие отразится в земном Энрофе как появление Розы Мира". Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.569.
73 Если богорожденные монады принципиально не способны к отпадению, то как было возможно богоотступничество Люцифера?
74 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.221.
75 Там же. С.84.
76 Там же. С.93.
77 Там же. С.96.
78 Там же. С.86.
79 Там же. С.90.
80 Там же. С.30.
81 Там же. С.85.
82 Там же. С.45.
83 Там же. С.95.
84 Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002. С.110.
85 Гайслер Норман Л. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С.702.
Христианство и наука - враги или сотрудники? Часть 1
Христианство и наука - враги или сотрудники? Часть 2 Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|