Если мы заглянем в словари, то слово «научение» там может трактоваться следующим образом.
Научение – приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогических понятий «обучение», «образование» и «воспитание», термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта: привыкание, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения, наконец, так называемое разумное научение у человека (Философский энциклопедический словарь.М., 1983).
Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «научение» первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л. Торндайка и др. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями (или только мотивами). Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки) у человека и новые формы поведения у животных (Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998).
– Поясните, пожалуйста, почему вы считаете, что смысл слова «научение» шире, чем приведенные выше слова?
– К сожалению, наше время – это время теоретических знаний. Все учебные заведения, в которых мы учимся: школа, вуз, аспирантура и др. – это сухая теория, порой очень оторванная от жизни; теория, не вызывающая у учащихся ни малейшего живого интереса, учеба-долженствование, не мотивированная, унылая учеба-тоска-печаль-беда. Когда мы говорим о научении, то, как правило, представляем человека, который хочет не учиться, а научиться; человека, который имеет мотив и настойчиво просит: «Научи меня!» Вот он приходит к кому-то, умеющему, например, играть на гитаре, и говорит: «Научи меня играть на гитаре!» Заметьте, говорит не «учи» меня, а «научи». Приходит в танцевальную студию и говорит: «Научи меня танцевать!» Приходит к шахматисту и просит: «Научи меня играть в шахматы!» Чтобы я овладел каким-то навыком, процессом или искусством, а не теорией этого процесса, важно не то, сколько умных слов я выучил-знаю, а то, что я могу сделать своими руками, ногами, головой.
– Очень интересно, откуда появляется такое желание научиться какому-то делу? Человек заставляет себя что-то делать, что-то учить, или это такое внутреннее желание?
– Внешнее и внутреннее всегда сосуществуют в любом деле. Поэтому для того чтобы человек научался чему-то, нужны две вещи: внешние условия, которые подталкивают его к действиям, и внутреннее желание действовать. К примеру, человек не станет хорошим специалистом, если у него нет профессиональных знаний. Если он хочет, то найдет способ эти знания получить. Но если желания нет, то любую учебу он отбудет-прослушает-отсидит…
Полностью беседа с протоиереем Александром Союзовым приводится в книге «Молимся о научении», вышедшей в издательстве «Христианская жизнь».
Приобрести книгу можно в лавке Скорбященского храма.
Фото: Татьяна Балашова
"Молимся о научении" - новая книга для детей и родителей Автор: Михаил Молотников Этот сборник продолжает серию книг издательства "Христианская жизнь" ("Молимся о здравии" и "Молимся о детях"), посвященных молитве в различных житейских нуждах.
Книги клинского православного издательства Христианская жизнь
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|