Автор: диакон Иоанн Иванов
За последние десять лет в среде религиозного образования произошли существенные изменения.
До 2000-х годов в образовательные учреждения с православным компонентом шли "свои" люди - зачастую без необходимого образования (я уж молчу про педагогическое). Таким "учителям" среди "православных" было хорошо и комфортно, и это понятно: общее, единое понимание православия со стороны школы-родителей-детей, т.к. все мы - семья.
И вроде бы Церковь отделена от государства, и в православных школах свой устав и порядки, однако за последнее десятилетие профессиональная ситуация круто изменилась: любому выпускнику 9-го и 11-го классов для вхождения во взрослую жизнь необходимо сдать ГИА или ЕГЭ. Даже православному. Здесь уже религиозный компонент не поможет ни еврею, ни католику, ни православному. Нужны специалисты, желательно близкие к вере, или просто честные, нравственные специалисты. И здесь мы видим значительное положительное изменение: любой учитель (даже православный) должен быть (стать) профессионалом. Даже в атмосфере религиозного образования учитель ответственен за нормальное поступление и вузовское обучение школьников в светском, безрелигиозном государстве.
В эпоху современного русского капитализма наше общество привыкло потреблять. В том числе и образование - это продукт потребления. Поэтому государство как бы делает всем образовательным учреждениям заказ: реализовать обучение детей страны. Хочешь, не хочешь - и еврейской школе, и православной гимназии, и католическому колледжу и общеобразовательной школе № 123… - всем придется выполнять госзаказ.
До 2000-х годов позиция Московской Патриархии Русской Православной Церкви по отношению к православным школам была и радостной, и радужной. Радостной, потому что государство не препятствует обучать детей в православной среде со своим внутренним уставом. Радужной, потому что находились и спонсоры, и учителя. Можно было получить благословение открыть гимназию или школу практически в любом месте, при любом приходе - достаточно было личного внутреннего горения настоятеля или духовника. Однако запал 90-х прошел, и перед православными школами встала дилемма: или сохранять привычную и удобную внутреннюю атмосферу гимназии (школы), а процесс качественного обучения оставить на волю Божию, или принять правила государства и готовить качественных выпускников-абитуриентов, но православных. Второй вариант неимоверно трудный, поскольку требует пристального внимания со стороны школы не только к знаниям, умениям, навыкам ученика, но, в первую очередь, возрастания в среде христианского общения.
Лицензирование, аккредитация, аттестация, унификация, ФГОС, ГИА, ЕГЭ и проч. - все эти "волшебные" для педагога слова современная православная образовательная система теперь должна знать и уметь вовремя выполнять требования государства, стараясь выжить и сохранить учеников, учителей и достоинство православной веры.
Чего хотят и к чему стремятся в православных школах?
1. Ребенку помогают, но за него не делают. Итог: ребенок и научится, и полюбит. Значит, для христианина создаются условия для роста - и умственного, и духовного.
2. Ребенок знает, что такое благодарность. Вера во Христа начинается со слова "спасибо" маме за кашу; учителям - за обучение-воспитание; Богу - за всё!
3. Христианство заявляет о честном взгляде на человека - как на ребенка (способный, суперспособный, ленивый и т.д.), так и на родителя (участвует ли он в жизни ребенка? двигают им общие интересы или же сугубо эгоистичные: "мой ребенок в центре школы"? и т.д.), и на педагога (ревнив, предвзято эмоционален, некомпетентен, обладает субъективной информацией).
4. Православие говорит о нелицемерном общении. Нас это касается прежде всего. Очень важен честный диалог "учитель-родитель" в школе и "родитель-ребенок" в домашней обстановке. Сплетни, "испорченный телефон" и др. порождают недоверие не только к учителям, но и вообще к людям. Это бомба замедленного действия против семейного благополучия.
5. Доверительные отношения. Бог - Отец, мы - дети, и всё это - семья. Христианская вера подразумевает доверие Богу. И мы живем по образцу, в котором православная школа - тоже семья. И без доверия в отношениях здесь обойтись невозможно.
6. Как следствие предыдущего тезиса, говорить правду надо: аккуратно, но честно и открыто. С точки зрения христианина надо уметь признавать свои ошибки, учиться признавать свою неправоту.
7. Православное образование призывает учителей перейти от формальности в учебно-воспитательном процессе к сердечности, участвовать в жизни школьника.
8. По-христиански нельзя перекладывать воспитание только на школу, в этом случае существует опасность, что родители потеряют свой авторитет. Ребенок растет и формируется на всю жизнь. Безусловно, проще запретить ? разрешить ? дать ? не давать ? наказать, чем объяснить. Но задача и родителей, и школы - именно объяснить. А объяснение - это труд!
---
Многие православные школы и гимназии, несмотря на прессинг, как со стороны Министерства образования, так и со стороны Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата, выбрали сложный путь развития - сделали ставку на качественное образование. Такие православные учебные заведения пытаются одновременно успевать за постоянными изменениями в образовании и созидать духовную жизнь в стенах школ или гимназий. Это в принципе невозможно без помощи Божией и команды единомышленников. Однако, при условии посильного обращения за помощью ко Христу и духовно-трезвой жизни внутри стен учебного учреждения, при условии личного "горения" учителей, учеников и их родителей можно попробовать.
Фото: Геннадий Алексеев
Образовывать необходимо не только ум, но и сердце Автор: Ирина Филиппова Ни для кого не секрет, что даже самое хорошее образование не делает человека хорошим. Оно не может гарантировать, что человек будет милосердным, сострадательным, умеющим дружить, любить окружающий мир, а не себя в нем. В общем, даже красный диплом не является гарантом счастья.
Зачем нужно религиозное образование в современном мире? Автор: протоиерей Борис Балашов Нередко мы видим, как человек, прочитавший несколько книг религиозного содержания, легко берется учить других, как надо верить, как молиться, как совершать богослужение и т.д. Получается так же, как если бы не знающий анатомии первоклассный шофер начал учить терапевта ставить диагнозы и лечить, а хирурга – как делать операции.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|