Автор: Антонина Лазорцева, Анна Лысенко
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник положительных эмоций. Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников, традиционным средством педагогики. Лето - самая благодатная пора для физической активности.
На Руси издавна играли в городки, лапту, горелки и другие народные игры. Каждая фольклорная игра отличается своими характерными особенностями и правилами, но вместе с тем многие имеют и схожие признаки, по которым все игры делятся на отдельные группы: командные и некомандные, игры с непосредственным взаимодействием с соперником и без взаимодействия, с дополнительным снарядом и без него.
Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность, что немаловажно для детей.
Следует отметить одну из важнейших особенностей двигательного развития детей, на которую давно обратили внимание крупнейшие отечественные и зарубежные ученые. Было убедительно доказано, что двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, психики, интеллекта, таких анализаторских систем как зрительная, слуховая, тактильная, а также в широком смысле на их поведение.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей позволяет обнаружить ряд закономерностей в задержке развития. К ним относятся:
- гипер- или гиподинамия;
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- дискоординация движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- замедленность процесса освоения новых движений;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Подвижные игры - один из наиболее доступных эффективных методов коррекционного воздействия на детей при их активном участии. Благодаря играм обычное становится необычным, а потому особенно привлекательным. В игре используются естественные движения, большей частью в ненавязчивой форме. Творчество, фантазия усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы, благоприятствуют уравновешиванию нервных процессов, содействуют лучшей координации и регуляции мышечных усилий.
Предлагаем варианты игр, особенно полезных для детей с различными проблемами здоровья. Правила легко найти в интернете.
Хронические заболевания органов дыхания
№
|
Наименование игры
|
Ведущий компонент
|
Реабилитационный потенциал игры
|
Примечание
|
1.
|
«Поезд с арбузами»
|
Движения руками с тренировкой дыхания
|
Тренировка координации движений, умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры; улучшение функции дыхания (его глубины, ритма), укрепление мышц рук; пояса верхних конечностей, грудной клетки
|
4–7 лет.
Хронические заболевания органов дыхания, нарушения осанки; общее укрепление организма ребенка
|
2.
|
«Чехарда колоннами»
|
Прыжки, опора на руки, приседания
|
Тренировка умения ориентироваться в пространстве, координировать движения; стимуляция функции дыхания, облегчение отделения мокроты, активизация обмена веществ
|
9–14 лет.
Хронические неспецифические заболевания легких, ожирение
|
3.
|
«Лети перышко»
|
Ходьба с тренировкой дыхательной функции
|
Улучшение функции дыхания; развитие ловкости; чувства координации движений; воспитание чувства терпения, чувства партнерства, дружелюбия
|
6–14 лет.
Заболевания органов дыхания, нарушение осанки, общее ослабление организма ребенка
|
4.
|
«Палочка-выручалочка»
|
Бег, приседания
|
Тренировка умения ориентироваться в пространстве, координировать движения; стимуляция функции дыхания, облегчение отделения мокроты; активация обмена веществ
|
10–14 лет.
Заболевания органов дыхания, ожирение
|
Ожирение, общее ослабление организма как последствие гипокинезии
№
|
Наименование игры
|
Ведущий компонент
|
Реабилитационный потенциал игры
|
Примечание
|
1.
|
«Ловишки»
|
Бег, взявшись за руки
|
Развитие быстроты реакции, ловкости, умения ориентироваться в пространстве; общефизиологическое воздействие на весь организм
|
6–14 лет.
Ожирение, некоторые нервно-психические заболевания, общее ослабление организма при хронизации заболевания, ослабление функции дыхания
|
2.
|
«Кошки – мышки»
|
Приседания, движения: руки вверх, вниз
|
Развитие ловкости, быстроты реакции и скорости движения, воспитание выносливости, общее взаимодействие на весь организм ребенка
|
5–14 лет.
Ожирение, заболевания органов дыхания, задержка психомоторного развития
|
3.
|
«Горелки»
|
Бег, взявшись за руки, поднятие головы
|
Развитие быстроты реакции, координации и скорости движения, умение ориентироваться в пространстве; воспитание выносливости, выдержки, терпения
|
6–14 лет.
Ожирение, общее ослабление организма, задержка психомоторного развития
|
4.
|
«Казаки – разбойники»
|
Бег (по команде со счетом, «салят» рукой разбойника)
|
Тренировка умения координировать движения; развитие ловкости, умения ориентироваться на местности; воспитание чувства дружелюбия, взаимопомощи; общее укрепление организма ребенка; стимуляция функции дыхания, кровообращения, обмена веществ
|
7–12 лет.
Ожирение, ослабление функции дыхания, некоторые заболевания нервной системы, связанные с заторможенностью
|
Детский церебральный паралич, нарушения ЦНС и вестибулярного аппарата
№
|
Наименование игры
|
Ведущий компонент
|
Реабилитационный потенциал игры
|
Примечание
|
1.
|
«Птички и гнездышко»
|
Бег, приседания, прыжки на носках, махи руками
|
Развитие координации движений, укрепление мышечного аппарата ног и туловища, тренировка быстроты реакции, формирование правильной осанки; умение дружно действовать по сигналу (тормозные реакции)
|
4–6 лет.
Полиартрит, плоскостопие, нарушение осанки
|
2.
|
«Море волнуется»
|
Плавные движения рук, кружение на месте
|
Развитие концентрации внимания, тренировка быстроты реакции на сигнал, развитие координации движений; формирование правильной осанки; развитие памяти
|
5–10 лет.
ДЦП, нарушение осанки, повышенная чувствительность вестибулярного аппарата
|
3.
|
«Бояре»
|
Ходьба и бег
|
Координация движений; развитие крупных мышечных групп; укрепление дыхательной мускулатуры; воспитание чувства товарищества, умение действовать в коллективе
|
6–14 лет.
ДЦП, другие заболевания опорно-двигательного аппарата, хронические неспецифические заболевания легких, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение
|
4.
|
«Ручеек»
|
Ходьба взявшись за руки, приседания
|
Тренировка умения ориентироваться в пространстве, развитие быстроты реакции и координации движений, воспитание дружелюбия. Укрепление мышц конечностей и туловища, общее укрепление организма ребенка
|
8–16 лет.
ДЦП, общее ослабление организма в результате гипокинезии, некоторые нарушения вестибулярного аппарата; ЦНС; задержка психомоторного развития
|
Нарушение осанки
№
|
Наименование игры
|
Ведущий компонент
|
Реабилитационный потенциал игры
|
Примечание
|
1.
|
«Росла елочка в лесу»
«Стройная елочка»
|
Ходьба, приседания, разведение рук
|
Воспитание и формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей; тренировка внимания
|
3–6 лет
|
2.
|
«Идет коза по лесу
|
Прыжки на двух ногах, движения руками
|
Развитие координации движений конечностей, туловища; улучшение функции дыхания, зрительного и слухового анализатора
|
3–9 лет.
Нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов дыхания
|
3.
|
«Гуси – лебеди»
|
Ходьба, махи руками, поднятие головы
|
Формирование осанки сводов стоп; тренировка навыков правильного дыхания; укрепление мышц туловища и конечностей; развитие координации движений
|
5–12 лет.
Нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов дыхания
|
4.
|
«Совушка»
|
Бег; движения руками вверх, вниз
|
Формирование правильной осанки; тренировка различных навыков передвижения, укрепление мышц туловища и конечностей; воспитание выдержки, терпения; развитие быстроты реакции
|
5–12 лет.
Нарушение осанки, сосудистые дистонии с гиперактивностью, расторможенностью, небольшие неврологические нарушения
|
5.
|
«Ваньки-встаньки» (игра в бассейне)
|
Приседание под воду (вдох-выдох)
|
Увеличение экскурсии грудной клетки, углубление дыхания; общефизическое воздействие; укрепление мышц ног, спины, связочно-мышечного аппарата стоп
|
7–14 лет.
Нарушение осанки, заболевания органов дыхания, плоскостопие, ослабление организма ребенка в связи с хронизацией заболевания
|
Плоскостопие
№
|
Наименование игры
|
Ведущий компонент
|
Реабилитационный потенциал игры
|
Примечание
|
1.
|
«Поймай комарика»
|
Прыжки на двух ногах, движения рук
|
Развитие быстроты реакции, внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп
|
5–10 лет. Нарушение осанки
|
2.
|
«Танцуем Казачок»
|
Подскоки, меняя положение ног (ставя на пятку)
|
Общеукрепляющее воздействие на весь организм; формирование правильной осанки; развитие быстроты реакции; умение переключать внимание; развитие чувства ритма, пластики
|
4–9 лет.
Нарушение осанки, ожирение, задержка психомоторного развития
|
3.
|
«Петушиный бой»
|
Прыжки на одной ноге
|
Развитие ловкости, чувство координации движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп
|
5–14 лет.
Заболевания органов дыхания, гипокинезия, общее ослабление организма при хронизации заболевания
|
4.
|
«Перелет птиц»
|
Бег друг за другом, махи руками
|
Общеукрепляющее воздействие на весь организм; укрепление мышечного аппарата стоп; формирование правильной осанки; развитие быстроты реакции; умение активно расслаблять мышцы
|
5–9 лет.
Задержка психомоторного развития, заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нарушение осанки, ожирение
|
Важнейший результат игры - это радость, эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству фольклорные игры способствуют всестороннему физическому и умственному развитию детей. Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному закреплению необходимых умений и навыков, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма.
Кроме того, в народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и однообразны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми считалками.
Таким образом, можно смело утверждать, что подвижная игра - не только полезная забава, но и самое настоящее лекарство.
А.А. Лазорцева, директор РЦ "Радуга",
А.Г. Лысенко, педагог-психолог РЦ "Радуга".
Фото: Антонина Лазорцева, Татьяна Балашова
Не упустить драгоценное время… Автор: Антонина Лазорцева Как больно бывает слышать фразы: «Если бы мы раньше знали…» или «Нам никто не сказал…», – особенно тогда, когда видишь, что ребёнку можно было помочь при своевременном обращении к специалистам!..
Так на что нужно обратить внимание на первом году жизни ребёнка?
Береги зрение смолоду Автор: Антонина Лазорцева Детки от трех лет и старше уже могут рассказать о том, как они видят окружающий мир, и ответить на вопросы взрослого. Надо помнить, что дети никогда не жалуются на боль в глазах. И именно поэтому надо внимательно присмотреться к поведению ребёнка и насторожиться, если он…
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|