Автор: Сергей Виноградов
Некоторое время назад мы с учащимися воскресной школы Тихоновского храма г. Клина, их педагогами и родителями совершили паломническую поездку в Ново-Иерусалимский монастырь, впечатлениями от которой мне хотелось бы поделиться.
Во время экскурсии по обители нам рассказали, что она была основана в 1656 году патриархом Никоном, который замыслил воссоздать под Москвой образ храма Гроба Господня и святых мест Палестины, где при своей земной жизни проповедовал и совершал чудеса, а затем был распят, Воскрес и Вознёсся Господь наш Иисус Христос. Далекие палестинские святыни очень дороги сердцам христиан всех времен.
Для придания местности более точного сходства с оригиналом была сделана перепланировка. Прежние названия заменили на новые, взятые из Евангелия, - так появились здесь река Иордан, Гефсиманский сад, Елеонский холм и Фавор.
В Гефсиманском саду был построен патриарший скит, в котором находились две церкви: Богоявления и апостолов Петра и Павла.
Многие здания повторяют форму иерусалимских святынь, так, например, при постройке Воскресенского собора использовались чертежи и деревянный макет храма Гроба Господня из святого града Иерусалима.
В постройке монастыря оказал большую помощь государь Алексей Михайлович, пожертвовавший обители много земли. Но после опалы патриарха Никона строительные работы были приостановлены, и царь отозвал часть мастеров в Москву. Противники патриарха пытались лишить монастырь вотчин, но эти земли были признаны законными владениями и в 1668 году утверждены грамотой.
Строительство обители возобновилось при правлении Федора Алексеевича. Он пожаловал Ново-Иерусалимскому монастырю новые владения и активно участвовал в благоустройстве монастыря и управлении им. Впоследствии обители оказывали покровительство и помощь царевна Софья Алексеевна, Елизавета Петровна, Екатерина II.
Монастырь славился своей библиотекой. Там были Изборник Святослава, Юрьевское Евангелие, греческие и афонские рукописи с текстами античных и ранних христианских авторов; много переводной литературы: философские, исторические и филологические книги. К концу XVII века в библиотеке насчитывалось до 600 книг, что для того времени было очень серьезным собранием.
Имелась своя типография и изразцовая мастерская. Изразцами, изготовленными в Ново-Иерусалимском монастыре, были украшены многие храмы, в том числе обитель преподобного Иосифа Волоцкого.
Вплоть до революции 1917 года в Ново-Иерусалимский монастырь постоянно стекались паломники со всей России. К примеру, в 1913 году в нем побывало около 3500 человек.
В 1919 году монастырь закрыли, а позже, в 1921 году разместили музей.
В период немецко-фашистской оккупации (в 1941 году) были уничтожены многие памятники архитектуры, сильно пострадал Воскресенский собор.
В 1959 году была возобновлена работа музея и восстановлены многие архитектурные сооружения.
А в 1994 году Ставропигиальный Воскресенский мужской монастырь был возобновлен. После передачи монастыря Русской Православной Церкви реставрационные работы продолжились. Так, в 2014 году были восстановлены верхние ярусы колокольни, разрушенные немцами, и установлены новые колокола.
Полностью отреставрировать монастырь планируют в 2016 году.
После экскурсии все мы приложились к иконам и мощам святых угодников Божиих. А потом с большим зарядом положительных эмоций отправились домой.
Фото: Сергей Виноградов
Опыт православного паломничества Автор: Протоиерей Борис Балашов Еще в I веке, в первые десятилетия бытия Церкви Христовой на земле, многие христиане разных стран и народов стремились в Иерусалим, чтобы своими глазами увидеть лик Пречистой Матери Господа Иисуса Христа и услышать Ее духовные наставления. Ими двигало отнюдь не любопытство.
Паломничество или турпоездка? Авторы: Ирина Филиппова, Елена Кислова, Татьяна Балашова С какими мыслями едут в паломнические поездки наши современники? К сожалению, многие практически ставят знак равенства между святыми местами и "бабками-целительницами".
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|