Автор: протоиерей Игорь Гагарин
К сожалению, сейчас осталось очень мало семей, в которых сохранились укорененные православные традиции. Немногие воспитывались в вере с детства. Подавляющее большинство людей открыли для себя веру, уже будучи взрослыми, сформированными, отягощенными определенными привычками и пристрастиями, от которых во время поста приходится отказываться, что не всем одинаково легко дается.
Церковь никогда не ставит перед человеком условие: или до конца соблюдать пост, или же, если человек не может следовать ему по всей строгости, то и вовсе соблюдать его нет смысла. Конечно, лучше делать все, как положено. Но если поститься, как положено, невозможно или не удается по какой-либо причине - не позволяет характер работы, например, или болезнь - то все равно лучше поститься в той мере, на которую способен, чем не поститься вообще. И мера строгости может быть индивидуальная. Конечно, человек церковный должен устанавливать ее не сам, но посоветовавшись с духовником.
Это, разумеется, относится к взрослым членам семьи. А как насчет детей? Ведь есть родители, подчеркну - православные родители, которые сами постятся, но считают, что дети поститься не должны. Меня всегда очень огорчает такой их подход. Помнится, как-то я зашел постом к знакомому, пьем с ним на кухне чай с постным печеньем, общаемся, и тут сын-школьник подбегает, берет бутерброд с колбасой и уходит. Друг мой, видимо, перехватив мой взгляд, говорит: "Я считаю, что детям поститься не нужно - это не тот возраст, у мальчика растущий организм" и т. д. Так вот, я считаю, что детям пост даже нужнее, чем взрослым. Пост - часть православной аскезы. А что такое аскеза? Что такое аскетика в православном понимании? "Это система упражнений, направленных на то, чтобы человек научился подчинять плоть духу" (свящ. Александр Ельчанинов).
Достоинство и красота человека состоят в том, чтобы уметь управлять своими желаниями. В Священном Писании, в Книге пророка Даниила, архангел Гавриил говорит ему: "ты - муж желаний" (Дан. 9, 23). Прекрасное и точное выражение. Церковь пользуется им, когда воспевает в своих песнопениях великих подвижников.
Трагедия многих людей заключается в том, что не они управляют своими желаниями, а желания управляют ими. И если мы воспитываем детей, то научить их управлять своими желаниями - одна из важнейших задач. В этом отношении пост - великолепная школа. Когда маленькая девочка прибегает к своему отцу (какая-то знакомая в пост угостила ее шоколадной конфетой) со словами: "Папа, вот мне шоколадную конфетку дали, ты ее убери, а на Пасху мне дашь", я не могу этим не восхищаться! Как же прекрасно, что ребенок уже сейчас проявляет твердость духа! Ведь никто же не видел, девочка просто могла съесть эту конфету, и все.
Замечательно то, что у ребенка уже выработалось это умение воздерживаться. Само слово "воздержание" нами понимается как "самоограничение", отказ от чего-то такого, от чего отказываться не хотелось бы. Это верно, но несколько узко. Смысл этого слова шире. Оно означает: самоконтроль, владение собой, управление своими чувствами. В этом-то и смысл православного воздержания. Не шоколадная конфета плоха, не кусок мяса или котлета, или колбаса: ничего в них плохого нет - все это дар Божий! А плохо то, что человек не умеет удержаться от соблазна, что человек не умеет сказать себе: "Нет! Сейчас мне это не полезно", - что желание скушать конфетку оказывается сильнее желания обрести способность управлять самим собой. Поэтому я убежден, что пост детям обязательно нужен, а вот как поститься - тут единого рецепта нет, нет единых норм для детей.
Но как быть, если ребенок отказывается поститься? Заставлять насильно? Это другая крайность. Очень важно, чтобы пост был добровольным, чтобы ребенок действительно понимал значение поста, чтобы его отказ от чего-то вкусного или интересного был сознательным, стал проявлением его свободы и чтобы это был именно его отказ. Если же ребенок встречает пост словами: "Вот, опять пост, опять два месяца не есть ни мяса, ни молока. Да когда же он кончится?!" - толку от такого поста будет мало.
Конечно, порой требуется незаурядное педагогическое мастерство, чтобы убедить ребенка в том, что поститься очень важно для развития его духовных сил. Но именно убедить, а не заставить. Как это сделать? Боюсь, единого рецепта нет. Родителям совсем слабовольных детей я обычно советую просто поговорить с ребенком, предложив ему: "Давай ты сам реши, от чего ты можешь отказаться". Пусть это будет самый маленький отказ от того, что он любит. Не от всего списка продуктов питания - он может из этого списка выбрать один-два-три пункта, но пусть это будет то, что он любит, от чего ему трудно отказаться. "А раз уж ты решил отказаться от шоколадных конфет, - продолжите разговор с вашим сыном или дочерью, - то пусть до Пасхи у нас на столе их не будет. Конечно, хорошо бы, чтобы и остального, запрещенного постом, не было, но раз уж ты не можешь без колбасы, оставим ее, а вот о шоколадных конфетах забудем". Или, например, вы можете решить, что до конца поста, кроме субботы и воскресенья, вы не будете смотреть телевизор. Конечно, снова повторю, в каждом случае необходимо посоветоваться с духовником.
Надо чтобы человек - и взрослый, и ребенок - имел хоть какой-то опыт преодоления самого себя. И, знаете, ничто так не радует, как победа над самим собой. Это слаще любой другой победы. Помните, как пел поэт: "От ненужных побед остается усталость..." Большинство побед, которые одерживают люди "мира сего", - ненужные. А вот победа над самим собой - воистину победа. От нее остается радость и умножаются силы.
Из книги протоиерея Игоря Гагарина
"Любить, а не искать любви"
Фото: Мария Малькова
Нужно ли поститься детям? Автор: Протоиерей Александр Горовский Этот вопрос смущает очень многих. Действительно, дети растут, школьники и студенты должны учиться, а для этого требуется полноценное питание
О питании в Великий пост Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны, по возможности, стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|