Автор: Наталия Гусева
Дети-сироты - позор и бич нашего времени. Потому что сейчас, в мирное время, детдома переполнены сиротами. Сиротами социальными, то есть при живых родителях...
Дети идут на богослужение в храме школы-интерната
Идет борьба с абортами, и это прекрасно. Но пора сделать шаг дальше - начать бороться за то, чтобы дети оставались в семьях. Сейчас сменилось поколение, и родителями стали те дети, которых я называю «детьми перестройки». То есть дети, детство которых пришлось на страшные своей нестабильностью и безыдейностью времена, постигшие наше несчастное Отечество. Дети, которые в силу катаклизмов - безработицы, безденежья, голода и т.д., - свалившихся на головы их родителей, остались без родительского внимания, любви и воспитания. И как следствие, им, подросшим, тяжело дать то, чего они сами недополучили, своим уже детям. Им зачастую гораздо проще и легче бросить ребенка дома, уйдя «погулять» на несколько часиков; им кажется вполне допустимым «забыть» покормить ребенка, вымыть его, а уж помнить о том, что у ребенка должна быть чистая одежда – это вообще свыше их сил... Отношение этих родителей к своим детям зачастую подобно отношению к кукле: не покормил - ничего с ней не случится. Это родители с «детской», если можно так выразиться, психологией. И вот с этими «родителями-детьми» надо работать, пытаться их «задним числом» научить, воспитать, «дотянуть» до должного уровня.
Не всегда это получается. По опыту общения с подобными родителями в нашей подопечной школе-интернате, по рассказам сестры - сотрудницы центра "Жизнь", - очень часто такие «родители-дети» пытаются благополучно повесить свои проблемы на «доброго дядю». Получив помощь в кризисной ситуации (например, при беременности от гастарбайтера), девушка через полтора года приходит со второй беременностью от того же «папаши». На вопрос: «Чем ты думала?» - она, ничтоже сумняшеся, отвечает: «А чо? Вы с первым помогли, и с остальными поможете!»
А если нет - то живенько пристраивает ребенка в детский дом. Не смею утверждать, что все родители одинаковы, но подобных случаев - пугающее множество. И вот растут эти дети, вроде бы, в хороших условиях (сужу по нашему детдому, опять-таки), практически ни в чем материальном не испытывая нужды. Но в маленьких сердечках живет надежда: «Вот, когда-нибудь меня найдут, возьмут, и у меня будет только-только моя мама...» Многие признаются, что просят Бога о маме и папе. Недавно смотрю, мальчик один перестал вдруг приходить на службы. Встречаю, спрашиваю: «Андрейка, чего-то я тебя не вижу?» А он: «Я на Бога обиделся: я целый год каждый день просил Его подарить мне маму...» Ну вот что тут скажешь?.. Только комок слез сглотнешь да поцелуешь упрямый вихор на макушке...
В храме школы-интерната
И сердце рвется: взять бы, неужели не вытянула бы вот его, одного?.. И часто слышу от социального педагога, что каждая сестра/брат должны взять себе по ребенку и воспитывать их. Или читаешь в журнале про сирот, уже немаленьких, и опять щемит сердце: ну ведь уж подрощенных-то могла бы поднять....
Знаю и вижу, что многие приходят в детдом с таким же настроем, прикипают сами и привязывают к себе детей. А потом обстоятельства меняются, и взрослые уходят. А дети остаются. Остаются с еще одной раной в сердце. Понимаете, с сиротами нельзя быть «добреньким». Надо всегда понимать, что этих детей однажды в жизни уже предали. И нельзя допустить, чтобы их предали снова. Они откликаются на ласку, порой даже слишком откликаются, стараясь привязать вас к себе. Это происходит, возможно, даже на бессознательном уровне, на уровне инстинкта. Но вы-то взрослые, вы-то всегда должны помнить: мы в ответе за тех, кого приручили. И это касается не только животных, но и детей! Вы должны заставить себя, если не готовы забрать этого ребенка и воспитывать его как родного, держать с ним дистанцию «хорошего друга». Он должен знать, что может обратиться к вам за советом, за утешением, но шагать и карабкаться по этой жизни он должен сам. Так, может быть, и жестко, но так им – детям - не будет больно, когда вы, пресытившись ролью «доброй маменьки», займетесь своими повседневными делами, забыв дорогу в детский дом.
С восхищением и поклонением смотрю на людей, которые решаются на этот святой подвиг усыновления. Молю Бога, чтобы дал им сил и разума, терпения и любви.
Не знаю даже, с чем сравнить величие этого подвига. И понимаю, что Господь воздаст этим людям сторицей. Но надо понимать, что, принимая такого ребенка, ты должен забыть о том, что он чужой. Причем совершенно неважно, усыновил ты его или оформил опеку. Потому что в минуту раздражения никогда нельзя будет попенять ему на «гены», «наследственность» и так далее. А минуты раздражения будут обязательно. Нельзя брать детей по умилению, рисуя в мозгу конфетно-мармеладную модель семьи; нельзя ожидать от приемыша благодарности за ваш «подвиг»; нельзя выдумывать себе сериальную судьбу. Правда жизни жестче и грязнее. Вполне возможно, если это будет уже подросток, что он захочет вернуться к маме. Той самой маме, которая его бросила. Ведь эти дети (опять-таки по опыту) очень любят своих мам, очень трепетно к ним относятся и никому не позволяют сказать о них хоть одно плохое слово.
И надо иметь мужество отпустить их туда, предоставить им возможность выбора. А это очень больно, потому что подсознательно хочется получить за добро добром. В моей жизни есть люди, которые однажды, в тяжелой жизненной ситуации, дали обет: если все закончится благополучно, усыновлять детей. Сколько эта семья претерпела гонений от органов опеки - разговор особый. Мама семейства вынуждена была закончить «без отрыва от семьи» педагогический и юридический ВУЗы, чтобы иметь возможность профессионально противостоять нападкам госструктур. И усыновленные ею дети выбрали разные пути: кто-то вернулся к родной маме, не захотев учиться и карабкаться по жизни; кто-то использовал свой шанс и стал достойным членом общества. Они разные, ее дети, но все они - ее дети. И плохие, и хорошие.
Поэтому взять ребенка в семью - это подвиг. Выше этого подвига в наше время, думаю, вряд ли что найдется. Но подходить к этому, как и к любому подвигу, надо с холодной головой, отбросив в сторону все эмоции. Надо понимать, что легкого пути не будет. Но со своими детьми все же легче, тут уж окромя себя винить некого. А с приемными детьми - кроме себя винить никого нельзя. Вот такая разница. И конечно, Господь не оставит. Но и от трудностей Он не избавит, они обязательно будут. Нельзя этого не понимать, нельзя этого не ждать. Это живые души, которым уже сделали больно. Это не бракованный товар, который можно вернуть в магазин. Это твоя судьба, это твой крест (а в нашей стране с ее медициной, образованием - это действительно крест), это твое сердце, которое живет отдельно от груди...
Наталия Гусева,
старшая сестра православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице
Фото: Евгения Литтебрандт
Счастье, когда ты кому-нибудь нужен
Усыновленный ребенок: что ему говорить? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|