Автор: Антонина Лазорцева
Летний зной сделал своё дело, и в воздухе ещё разлит стойкий аромат дачно-отпускной безмятежности.
Август - астры,
Август - звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! - Сердце!
Так эмоционально и сочно живописала блистательная Марина Ивановна Цветаева. Но для многих из нас этот месяц - это ещё и нервы, нервы, нервы, обременённые родительскими заботами, тревогами и ожиданиями.
Беспокоятся в семьях будущих первоклассников. Испытывают тревогу родные детей, переходящих в среднюю школу. На грани нервного срыва родители юношей и девушек, начинающих в сентябре финальный выпускной марафон перед стартом в неизвестное далёко. А если ребёнку предстоит переход в другой класс или школу?
И всех нас, безусловно, волнует множество вопросов. Как пойдет учёба? Повезёт ли с учителями? Сложатся ли отношения со школьным окружением? Какой багаж знаний накопит любимое чадо?
Психологи утверждают, что многие школьные проблемы можно сгладить, научившись правильно относиться к ним. Например, проблемы оценки знаний учеников (неважно, по какой системе это делается - по традиционной пятибалльной или введённой в некоторых школах десятибалльной). Постараемся выделить несколько базовых тезисов, которые необходимо взять на вооружение всем родителям.
Во-первых, всегда помните, что школьная оценка и реальный уровень знаний ребёнка - это не тождественные понятия. Часто ребёнок, обладающий весьма поверхностными знаниями, но имеющий хорошие коммуникативные навыки, обладающий умением эффектно подать себя имеет значительное преимущество перед не столь шустрым и застенчивым учеником с глубокими познаниями.
Кроме того, любая оценка очень субъективна и в ряде случаев зависит от индивидуальных критериев и личностных качеств учителя. Несомненно, многие из нас сталкивались с тем, что при смене учителя изменялась в ту или иную сторону и успеваемость ребёнка. Важно реально представлять истинную картину уровня имеющихся знаний. А для этого надо проявлять живой интерес к школьной жизни ребёнка, отслеживать то, над чем работают в классе по разным предметам, обращать внимание на круг интересов и предпочтений. Это нелегко, но в наше время просто необходимо, чтобы вовремя заметить отставание по той или иной дисциплине. Возможно, потребуется дополнительная работа, а то и занятия с репетитором.
Для стимуляции познавательной активности и формирования учебных навыков старайтесь ненавязчиво приучать своего ученика получать дополнительную информацию по теме урока из различных источников: книг, справочных пособий, познавательных передач, посещения музеев и выставок, а не только из столь любимого современными детьми Интернета. Конечно, при нынешней учебной нагрузке это непросто, но ведь вы хотите, чтобы ваш ребёнок умел самостоятельно мыслить и имел собственное мнение, а не только пользовался общедоступными и не всегда проверенными сведениями из "всемирной паутины" (кстати, часто именно по одному "ляпу", кочующему из реферата в реферат, учителя узнают скачанные работы)?
Очень полезно просто пообщаться с ребёнком не на бытовые темы, а спросить его мнение о происходящих мировых событиях, ненавязчиво выяснить познания в истории, географии, биологии, литературе, оценить широту кругозора. Уверяю вас, можете узнать много интересного, попробуйте.
Во-вторых, обязательно учитывайте: тройка одного ребёнка может быть значительно ценнее пятёрки другого. Помните, сравнивать успехи школьника любого класса можно только с его (!!!) усилиями и результатами. Одному в силу индивидуальных особенностей не составит особого труда выучить на "отлично" сложное стихотворение или иностранные слова, решить мудрёную задачу, выполнить норматив, а для кого-то любая положительная отметка за это же самое будет равносильна победе над собой.
Вся разница - в мотивации к достижению успеха и приложенных усилиях. В данном случае важно оценить именно их, поддержать и похвалить ребёнка за работу над собой, даже если результат не так красиво смотрится в дневнике.
К сожалению, часто сталкиваешься с обратной ситуацией. Многие мамы, а особенно бабушки, считают педагогически верным поставить своему чаду в пример кого-нибудь более успешного: "Ну что же ты троек нахватал? Вот Маша (Ваня, Петя, Ира и т.д.) на одни пятёрки учится, а ты бестолковый какой-то: тебе что, сложно постараться?" И вовсе не берется в расчёт то, что у Маши (Вани, Пети, Иры и т.д.), совсем другие способности, возможности, да и просто, простите за натурализм, мозги по-другому устроены...
Кстати, часто люди, с детства щедро одаренные от природы, достигают очень скромных жизненных результатов по сравнению со своими менее успешными в учёбе одноклассниками именно потому, что не умеют и не научены прилагать должные усилия для достижения цели, быстро пасуют перед малейшими трудностями, требуют от окружающих особого внимания к своей персоне, и, как результат, - неудавшаяся жизнь, скромное место в социуме, рухнувшие воздушные замки, проблемы социальной адаптации.
В-третьих, примите во внимание тот факт, что любой детский организм хрупок (даже если он, т.е. организм, догоняет по росту папу и говорит ломающимся голосом) и крайне зависим от самых разных внешних и внутренних факторов. Хроническое переутомление, начинающийся насморк, проблемы с желудком, нарушение режима, ссора с друзьями, семейные проблемы, эмоциональное напряжение, гормональные всплески - всё это непосредственно влияет на успеваемость ребёнка, особенно в подростковом возрасте.
Задача взрослых - понять, в чём причина трудностей, и помочь преодолеть их, а не устраивать проработку за каждую не соответствующую их представлениям отметку, т.к. это прямой путь к появлению так называемых школьных неврозов. Их проявления весьма разнообразны, и, смею заметить, потение рук перед ответом у доски - один из самых невинных симптомов.
И, в-четвёртых, с самых первых школьных дней постарайтесь донести до ребёнка то, что учёба - это его личный труд и сфера его ответственности. Он учится не для мамы, папы, учительницы и т.д, не для получения подарков и поощрений, а для себя, и никто, кроме него, не отвечает за результат учёбы. Окружающие могут только немного помочь, но не сделать вместо него, также как нельзя поесть за другого.
Однако это вовсе не значит, что ребёнок должен быть освобождён от любой домашней работы ради учебной деятельности, ведь все члены семьи должны принимать посильное участие в делах по дому, несмотря на загруженность на работе. Определите круг повседневных обязанностей младшего члена семьи. Это может быть уход за домашними растениями и животными, вынос мусора, уборка пыли, покупка хлеба или кефира, помощь младшим и многое другое. Главное правило - обязательность и регулярность их исполнения именно ребёнком, без оправданий и поблажек. Подобный подход поможет сформировать умение рационально планировать свою деятельность и ответственно относиться к любому делу.
В заключение хочу ещё раз напомнить золотое правило для всех: в любом начинании опирайтесь в первую очередь на физический и психический потенциал своего ребёнка, дарованный ему от природы, на его и только его индивидуальный темп развития. Замечайте и отмечайте даже самые маленькие успехи и достижения юного ученика. Искренне радуйтесь маленьким победам своего ребёнка!
Если будете соблюдать это условие, вам удастся достигнуть максимальных результатов и сохранить своему чаду здоровую психику и крепкое здоровье (да и себе тоже) на долгие годы.
Директор Клинского реабилитационного центра "Радуга"
для детей и подростков с ограниченными возможностями
А. А. Лазорцева
Фото: Татьяна Балашова
Прививка от равнодушия
Начальная школа: проблемы взаимопонимания Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|