Автор: Ирина Филиппова
С иереем Михаилом Хайрутдиновым, настоятелем храма св. вмц. Варвары при Клинской городской больнице беседует И. Филиппова.
- О. Михаил, что такое уныние и почему оно считается смертным грехом?
- Вообще, уныние - это определенный тупик человеческой жизни, когда человек сам себя загоняет в такую ситуацию, из которой не видит выхода. Почему это является смертным грехом? Потому что происходит из-за недоверия Богу. Доверяющий Богу понимает, что тупиковых ситуаций не бывает, и если Господь попустил что-то, значит, пора менять свою жизнь. В Евангелии написано: Будете иметь скорбь в мире, но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Доверие к Богу дает возможность человеку извлечь пользу из любой ситуации. Кроме того, у каждого есть своя мера терпения, и Господь никогда не даст выше той меры, которую человек может понести.
Причастие в больнице
- Но ведь доверять Богу может только верующий человек. В чем тогда заключается проблема для человека неверующего?
- Почему часто возникают вопросы о той же эвтаназии, например? Потому что человечество о Боге забывает и не понимает, что Распорядитель жизни и смерти человека - Творец. Можно ли такому неверующему человеку помочь? Вытащить его из тупика может забота о ближнем. Бывает, стоит человек на мосту и готов свести счёты с жизнью. Подходит к нему другой и говорит: "Подожди, успеешь. Там в больнице тому-то и тому-то срочно нужна помощь, помоги им, а потом уж вернешься сюда..." Никто не возвращается на этот мост, потому что забота о ближнем стирает личный эгоизм. Неверующему человеку, наверное, с этого надо начать.
- Мы всегда рассматриваем борьбу с грехами через призму Евангелия. Что оно говорит о грехе уныния?
- Евангельский пример - это Иуда-предатель. В Евангелии написано, что он раскаялся. Но ведь раскаяние бывает разное. Есть раскаяние, которое приводит к покаянию, а есть раскаяние, которое ведет к унынию: я неудачник, у меня ничего не вышло, жизнь прошла впустую... Вместо того чтобы вернуться ко Христу, сказать: "Я не прав, Господи, прости меня, предал Тебя", то есть принести покаяние, Иуда пошел и удавился. Он поступил так по гордости своей, оборвав тем самым всякую связь с Богом. И другой пример - апостол Петр, который трижды отрекся от Христа и трижды потом принес покаяние, восстановился в чине апостольском и даже стал первоверховным. Значит, можно принести такие плоды покаяния, в результате которых унылые мысли покидают человека. Вообще, христианство - радостная религия, и люди должны радоваться.
- Вы служите в больничном храме. Насколько часто приходится сталкиваться с состоянием уныния у людей?
- Зачастую те люди, которые впервые причастились, а в больнице таких много, начинают читать Евангелие, целенаправленно молиться, и изменения в их жизни обязательно наступают. Потом с этим человеком встречаешься - он уже другой, начинает понимать, что уныние - это медленное самоубийство. Я советую поменьше думать о себе, потому что каждый человек - гордый, самолюбивый эгоист. А лукавый ещё науськивает: "Ну вот, ты видишь, тебя несправедливо обидели, ты заболел. Что теперь дальше? Вот у тебя дети, ты помогать им не сможешь" и т. д. Человек начинает рассуждать сам с собой на эти темы. Я всё время говорю: гоните прочь эти мысли.
- На Западе модно ходить к психологам. И у нас в стране психология становится всё более популярной. Можно ли православному человеку обращаться к психологам?
- Можно, конечно. Но если человек православный, он поймет, к какому психологу он попал. Ведь часто психология, в мирском понимании, рассчитана на человеческий эгоизм. Вылезти из ямы можно двумя путями: по гордости или по смирению. Психологи подталкивают к тому, чтобы человек видел себя не хуже других, а, может быть, даже лучше в чем-то, то есть поднимают его самооценку. Человек выходит из депрессивного состояния, но становится гордецом, то есть получает гораздо больший грех, имя которому - гордыня. К таким психологам ходить опасно. А православный психолог, конечно, будет смотреть на проблему через призму Евангелия.
- Ваш совет тому, у кого начинается уныние: что надо делать, чтобы не допустить усугубления состояния?
- В первую очередь, перестать жалеть себя. Отбросить всё и жить дальше. Конечно, помыслы уныния отгонять от себя сложно. Но надо подумать о том, кому еще хуже. Когда служишь в больнице, это понимаешь. Приходишь в неврологическое отделение, видишь, что люди пластом лежат, и думаешь: "Я же самый счастливый человек - хожу своими ногами и могу что-то делать!" Если кто-то нуждается в помощи и ты можешь ее оказать - тоже очень хорошее лекарство. Но главное - вчитывайтесь в Евангелие. То, что говорит Христос, является для нас критерием истины.
Фото: Геннадий Алексеев
"Взываю к Тебе в унынии сердца моего..." Автор: Ирина Филиппова Святые об унынии
Епископ Смоленский Пантелеимон: Испытание смертью нужно принимать со смирением Десять лет назад в Нидерландах была впервые в мире легализована эвтаназия.
Об отношении Русской Православной Церкви к практике умерщвления неизлечимо больных пациентов рассказывает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, возглавляющий Общество православных врачей России.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|