Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Адрес: 141600 Московская обл., г. Клин, ул. Литейная, 19
В 40-х годах XIX века на западной окраине города Клина было устроено новое кладбище. Одновременно с его возникновением появился замысел выстроить кладбищенский храм, в котором будут отпевать умерших и совершать по ним церковные поминовения. Однако до конца 50-х годов XIX века это намерение осуществлено не было, вероятно, в связи с недостатком средств. Наконец, нашелся щедрый благотворитель, пожертвовавший большую часть средств, необходимых для постройки этого храма - клинский купец Николай Александрович Кудрявцев. Строительство каменной церкви на городском кладбище было начато в 1846 г., завершено в 1860 г., а в 1861 г. храм была освящен в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Ведь именно Ей, по словам праведного Симеона Богоприимца, открываются помышления многих сердец. Ведь именно Она, как любящая Мать, утешает верующие сердца в скорбях и в печальную душу вселяет радость...
Кладбище занимало большую территорию. Теперь на его месте располагаются клуб Стекольного завода, автостоянка, жилые дома, рынок. На том участке кладбища, который удалось отстоять верующим, почти все надгробные памятники были осквернены и изуродованы, с них сбиты кресты. Уцелело небольшое количество надгробий второй половины XIX - начала XX веков, хотя утверждать, что сейчас они стоят в точности над захоронениями, нельзя. Сохранились памятники именитым клинчанам - Воронковым, Истоминым, Ершовым, Рек и др. У стены храма упокоился его строитель - Николай Александрович Кудрявцев (сконч. 08.10.1876 г. в возрасте 70 лет). Наиболее почетные места вокруг церковного алтаря были отведены для захоронений клинского духовенства. Известно, что у южной стены алтаря упокоился протоиерей Иоанн Иаковлевич Смирнов (сконч. 30.10.1880 г.), а у восточной - протоиерей Иоанн Иоаннович Озерецковский (сконч. 15.10.1915 г.).
Строительство здания храма велось по проекту, присланному из Санкт-Петербурга еще в конце 40-х годов XIX века. Храм псевдорусского стиля сложен из кирпича, в плане крестообразный. Над средокрестием поставлен восьмигранный световой барабан, увенчанный рядом кокошников и декоративным шатром, несущим небольшую главку. Над западной папертью поднимаются два восьмигранных яруса стройной шатровой колокольни. Декоративные детали - карнизы, наличники окон - выложены из белого камня. Во внешнем убранстве храма использованы декоративные формы московского барокко: наличники с разорванными фронтонами, угловые колонки. Автор проекта Скорбященской церкви до настоящего времени не установлен. Облик храма наиболее близок к постройкам знаменитого в те годы архитектора Константина Андреевича Тона, автора проектов Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского Дворца.
С момента постройки архитектура церкви не подвергалась существенным искажениям. В 1879 г. к храму с запада пристроили небольшую паперть, а также, для большего простора, расширили внутренние арки. Несколько раз церковное здание ремонтировалось.
Здание Скорбященской церкви имеет небольшие размеры. Интересной особенностью храма является его световой барабан, который снаружи производит впечатление восьмигранного, а внутри имеет круглую форму. Трехъярусный резной иконостас церкви с позолоченными столбцами исследователи датируют концом XIX века. Росписи, выполненные в храме во второй половине ХIХ века, были существенно обновлены в 1907 г. и послевоенные годы. Определенные изменения внутреннего убранства церкви происходили и в XX веке. После революции в храм была передана часть утвари и образов из закрывавшихся в эти годы церквей Клина, а возможно, и его окрестностей. В Скорбященскую церковь перенесли все святыни, которые удалось спасти, в том числе и храмовый образ святителя Тихона Задонского, писанный в рост на холсте, из разоренного и поруганного храма святителя Тихона Задонского, построенного в начале ХХ века и закрытого в 1930 г. На левой солее был сооружен маленький алтарь в честь святителя Тихона Задонского, освященный в 1947 г.
Известно, что уже в 1880 г. при храме существовала небольшая богадельня, опекавшаяся причтом Троицкого собора. По состоянию на 1913 г. в ней призревалось 11 человек. После революции в здании богадельни находилась столовая. В 80-х гг. ХХ столетия здание было снесено. На этом месте сейчас устроен мемориал, посвященный героям Великой Отечественной войны, павшим в боях в Клинском районе.
Первые годы после постройки кладбищенской церкви собственного причта в ней не было. Храм числился приписанным к Троицкому собору Клина, и богослужения в нем совершал кто-либо из соборного духовенства. По аналогии с другими приписными храмами городов Подмосковья можно предположить, что уже вскоре для богослужений в этой церкви был назначен священнослужитель из числа вышедших за штат по возрасту. Точная дата появления собственного настоятеля у Скорбященской церкви пока не установлена. Достоверно известно лишь, что после 1918 г. тут был уже приход со своим духовенством. Здесь же в 20-е гг. находилась кафедра викарного епископа Клинского.
После октябрьского переворота 1917 г. при поддержке советской власти большая часть церквей района и все церкви г. Клина, кроме Скорбященской, перешли к обновленцам, реформировавшим православные традиции и вероучение. Одно время Православие на всей территории современного Клинского района сосредотачивалось только в этом небольшом кладбищенском храме. Православные патриаршии викарии в Клину - архиепископ Иннокентий и епископ Гавриил - недолго оставались на своих кафедрах и закончили жизнь в ссылках. Обновленческий лжеепископ Николай с помощью властей сумел около 1924 г. отобрать у православных кладбище. Сам храм православные сумели отстоять.
Как сообщал в 1925 г. обновленческий епископ Николай в своем отчете, часть верующих Скорбященской церкви, сохранявшей верность Православной церкви, летом 1924 г. отошла к Троицкому собору, захваченному обновленцами.
С 1929 г. в храме служил священник Павел Баженов.
Один из свидетелей на допросе сказал, что с приездом этого священника проповеди во время богослужения стали говориться чаще, и он, отец Павел Баженов, завоевал авторитет среди населения. Однако, недолго прослужил этот священник в Скорбященской церкви. 18 октября 1929 г. он был арестован за то, что "систематически выступал в церкви с антисоветской агитацией, призывал верующих не допускать закрытия церкви". В следственном деле указывается, что священник Павел Баженов просил верующих убеждать неверующих стоять крепко за святую веру и бороться за нее. "Допрошенный 20 октября с. г. Боженов агитацию против Соввласти с амвона отрицает", - так говорится в обвинительном заключении. Постановили Баженова Павла Александровича выслать через ПП ОГПУ в Северный Край сроком на три года, считая срок с 19 октября 1929 г.
В 1930 г. настоятелем Скорбященской церкви города Клина был назначен протоиерей Петр Соколов, который с 1919 г. и до этого времени являлся настоятелем храма села Майданово и в 1925 г. был возведен в сан протоиерея. Помимо этого в 1925 г. Патриархией на него были возложены новые обязанности - благочинного Клинского района, а с 1936 г. - и Солнечногорского округа. В 1930 г. отец Петр был награжден митрой.
13 марта 1936 г. в храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" Московской Патриархией был назначен архидиакон Серафим (Вавилов), ранее служивший в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга. Когда власть в Лавре в 1922 г. захватили обновленцы, будущий преподобномученик Серафим попросил "бессрочный отпуск в разные города и селения России". Вскоре он возвратился в родную обитель и служил в Лаврской церкви Сошествия Святого Духа. 10 июня 1929 г. иеродиакон Серафим был возведен в сан архидиакона. В январе 1936 г. церковь Сошествия Святого Духа закрыли, а архидиакона Серафима (Вавилова) вызвали в Ленинградский НКВД для дачи свидетельских показаний. Поскольку показаний, нужных сотрудникам НКВД, он не дал, то у него взяли подписку о выезде из города в трехдневный срок. Так архидиакон Серафим и оказался в городе Клин Московской области. Сюда, в Скорбященскую церковь, более чем за 30 километров приходили пешком на богослужение монахи, монахини и верующие из окрестных сел и деревень, и храм всегда был переполнен.
Совершая свое служение в Скорбященском храме, иеродиакон Серафим вместе с благочинным, протоиереем Петром Соколовым посещал разные приходы благочиния, сослужа своему настоятелю. Прослужил о. Серафим в Клину только два года. 26 января 1938 г. архидиакон Серафим был арестован и допрошен. Ему предъявили обвинение в том, что он "проводит свою религиозную работу с контрреволюционными выпадами против советской власти". Виновным архидиакон Серафим себя не признал. До вынесения приговора он содержался в Таганской тюрьме. 8 февраля 1938 г. архидиакона приговорили к расстрелу. 17 февраля того же года приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне. Ныне архидиакон Серафим (Вавилов) причислен к лику святых.
2 февраля 1938 г. власти арестовали протоиерея Петра Соколова по необоснованному обвинению в том, что "он вел среди населения контрреволюционную агитацию, направленную против политики партии и социального строительства, высказывал пораженческие настроения". Будучи допрошенным, отец Петр виновным себя не признал, но, как указано в следственном деле, "уличался показаниями свидетелей". Следственное дело по обвинению протоиерея Петра Соколова представили на рассмотрение тройки НКВД по Московской области. Постановление тройки 11 февраля 1938 г. о расстреле протоиерея Петра Соколова было приведено в исполнение 17 февраля 1938 г.
26 декабря 2003 г. священномученик Петр Соколов причислен к лику святых новомучеников Российских.
В конце 30-х годов в Скорбященской церкви служил протоиерей Иоанн. Он жил в подвальном помещении под храмом. На него неоднократно делались облавы. Но верующие люди, работающие в милиции, его заранее предупреждали, и он прятался, как говорят, в одном из склепов, но продолжал служить. В конце концов, его предали, и о. Иоанн был расстрелян.
Во время Великой Отечественной войны в храме служил протоиерей Александр Смирнов, оказавшийся единственным священником в городе. До закрытия Троицкой церкви в Новощапово в 1937 г. он был там настоятелем, отличался удивительным смирением и добросовестностью в пастырском служении.
Как вспоминали его современники, зимой как-то за батюшкой приезжали на санях - роженице плохо (ездили к нему обычно по ночам, опасались властей). О. Александр возвратился под утро и сказал: "Слава Богу, и роженица, и малютка выжили".
Бывало, что часа в два ночи подъезжают за ним на телеге и просят поехать с ними - человек умирает. А утром в 8 часов служба. Батюшка никогда не отказывал. Родные ему говорили: "Кто знает, куда тебя отвезут? А если обманут?" (Было много провокаций против священников, а требы на дому власти не разрешали). А он потом говорил: "На все воля Божия. А не поехать я не могу. А сегодня, слава Богу, успел. Причастил ее перед смертью и пособоровал".
Скончался о. Александр в 1971 г.
Во время Великой Отечественной войны был сильно поврежден купол храма, выбиты стекла. Под куполом был сделан деревянный настил, чтобы снег не сыпался в храм на молящихся. Церковь отапливалась железными печками-буржуйками. Зимой во время богослужения в церкви была минусовая температура. В церковном подвале располагался склад Клинторга - бочки с селедкой. В церковной сторожке жили посторонние люди.
Около 1943 г. старостой церкви становится местная уроженка из купеческого рода Мария Васильевна Буканова. Она стала мудро руководить восстановлением храма. Рассказывают такой случай: никак не могли найти денег на ремонт купола, и ей было откровение Божией Матери, как надо поступить. На ризе Клинской иконы Божией Матери находился очень дорогой драгоценный камень (сапфир или изумруд). Мария Васильевна поехала в Московское епархиальное управление к Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю и рассказала ему все обо всем. Владыка, в соответствии с повелением Божией Матери, благословил старосту взять драгоценный камень из ризы иконы и вставить вместо него страз-подделку. На средства, полученные от продажи драгоценного камня, был отремонтирован купол храма.
Постепенно, с Божией помощью, храм был отремонтирован. Нашли возможность предоставить жилье обитателям сторожки, которую после того передали храму. Со временем был возвращен приходу и подвал храма. Наконец, Исполком разрешил оградить территорию храма и части кладбища деревянным забором.
В 1953 г. храм собирались закрыть. Но трудами Марии Васильевны Букановой и с Божией помощью Скорбященскую церковь удалось отстоять.
Закончила свой жизненный путь эта подвижница в 1964 г., похоронена на кладбище в Демьяново.
---
Одна из главных святынь Скорбященской церкви - Клинская икона Божией Матери. Она написана на деревянной доске масляными красками. Удивительно искусно выписаны оба лика. Они всегда производят очень сильное впечатление на молящихся. Загадочна история ее возникновения.
Существует народное предание, что икона была написана за одну ночь неизвестным странником в зале ожидания железнодорожного вокзала в Клину. А было это накануне крушения поезда, на котором ехал император Александр III с наследником престола царевичем Николаем и всей своей семьей, на Николаевской (теперь Октябрьской) железной дороге. Неизвестный странник на глазах у ожидающей в вокзале публики написал икону и просил людей в эту ночь молиться перед этой иконой.
Взрыв произошел под вагоном 3-го класса, было много пострадавших из простого народа - бедных пассажиров поезда. Император Александр III и его наследник, будущий император Николай II на своих руках выносили раненых и на подводах отправляли их в больницу.
Первоначально икона висела в зале ожидания. Для нее был сделан большой киот, перед ним горела неугасимая лампада.
В 1866 г. в Клину около вокзала была построена часовня в память об избавлении императора Александра III от угрожавшей ему смертельной опасности во время покушения в Петербурге. В 1885 г. в нее была помещена эта икона. В день празднования Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля (26 июня - по старому стилю) в привокзальной часовне служили Литургию. По неизвестной нам причине именно в этот день стали отмечать праздник Клинской иконы Божией Матери.
По воскресениям после Литургии совершался крестный ход из Троицкого собора в привокзальную часовню, где перед Клинской иконой Божией Матери служились молебны.
Часовня около вокзала была закрыта в 1928 или 1930 г. Чтимую икону Божией Матери удалось спасти, и ее перенесли в храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
3D-панорама Скорбященского храма
Другие материалы по храму иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость
Празднование Крещения Господня в Скорбященском храме
Престольный праздник в Скорбященском храме
Поздравительное слово Григория, архиепископа Можайского
Празднование юбилея 150-летия освящения Скорбященского храма
Скорбященская церковь г. Клина. Страницы истории
26 августа - престольный праздник в Скорбященском храме
Пасха в Скорбященском храме
Великое Водоосвящение в нашем приходе
Подвиг священника. Никто не забыт, ничто не забыто!
Праздник Крещения Господня в Скорбященском храме
Почему кладбищенским храмам часто дают названия в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
Скорбященский храм: говорят прихожане
В Скорбященском храме поют новые колокола!
В Скорбященском храме - новые колокола!
На перекрестке тысячелетий