Автор: Ольга Гомылева
Появляясь на свет, ребенок начинает познавать окружающий мир, окружающую его действительность. Первыми помощниками в этом познании становятся родители и близкие ему люди. И чем раньше они начинают своё стимулирующее воздействие, тем ровнее становится путь дальнейшего развития ребенка. Так или иначе, малыш познает этот мир с помощью двух составляющих: безречевой и речевой.
С безречевой составляющей все более-менее понятно: это максимальная возможность движений для познания, окружающая малыша развивающая среда, направленная на то, чтобы ребенок мог постоянно находить новые для себя зрительные, слуховые и осязательные впечатления. А также очень важный эмоциональный контакт с родителями, на который не нужно скупиться и откладывать его на завтра.
С речевой же составляющей современные родители испытывают множество проблем. Все чаще и чаще задают они такие вопросы: "Почему мой малыш не говорит?", "В чем причина отсутствия речи?", "Заговорит ли ребенок?", "Как часто нужно с ним заниматься?"
Чтобы не столкнуться с такими проблемами, предупредить их или устранить, начинайте заниматься с ребенком как можно раньше. Делайте это с любовью, пониманием и терпением.
Формируя речь своего крохи, постоянно уделяйте ему внимание как в режимных моментах, так и на прогулке. Постоянно разговаривайте с ним, следите, чтобы ребенок смотрел на вас, добивайтесь от него хотя бы неречевой реакции - жестов, движений. Они помогут малышу сообщить вам о своих элементарных нуждах и потребностях.
Повторяйте за ребенком слоги, слова, которые он произносит, включайте их в свои словосочетания и предложения в различных вариациях. Например, если малыш сказал "кот", указывая на кошку, можно сказать следующее: "Кот... Вот кот… Это кот…" и т. п.
Стимулируйте появление у ребенка не только слов-предметов (мама, папа, ляля и т.п.), но и слов-действий (спи, иди, беги и др.). Для такой стимуляции хорошо подходят режимные моменты - умывание, одевание, еда и другие, сопровождаемые речью взрослого и вопросами, обращенными к малышу. Так, помогая ребенку мыть руки, сопровождайте это действие словами, многократно изменяя форму глагола: "Что мы делаем? Мы моем руки. Чисто моем руки. Кто моет руки? Миша моет свои руки. Что сделал Миша? Вымыл Миша руки. Чистые руки..."
Преодолевайте речевой негативизм, используя потребности ребенка: когда он требует что-то, например, чтобы ему дали какую-то игрушку, которую сам не может достать, можно потребовать от него слова "дай". В следующий раз согласиться дать малышу требуемую им вещь при условии, если он образует уже сочетание слов, например: "Дай машину". Таким образом можно постепенно наращивать фразы ребенка, дополняя их новыми словами.
Используйте звукоподражания (животным, птицам, неодушевленным предметам) для образования глаголов: "мя-у" - мяукает кошка.
Ребенок может длительное время пользоваться словами-звукоподражаниями, тогда как глаголы никак в его речи не представлены. Образовать глагол от слова-звукоподражания значительно легче, чем внести глагол каким-нибудь другим способом (например: способом показа действия при его одновременном назывании), т.к. действие, образованное от звукоподражания ребенку понятно изначально, ему понятно также и то, кто его совершает.
Не забывайте, что нужно постоянно двигаться вперед, а не стоять на одном месте, даже если малыш не усвоил что-то.
Облекайте это в новую форму, например, вчера вы укладывали спать куклу и говорили: "Спи, Катя", - а сегодня попробуйте уложить в постель собачку и скажите: "Спи, пёс", - тем самым уменьшив слоговую структуру слова и облегчив ребенку произношение.
Помните, что понимание и речь - это неразрывные процессы, поэтому максимально способствуйте тому, чтобы ребенок понимал вашу речь. Для этого надо сопровождать речь жестами, движениями, которые бы способствовали достижению взаимопонимания между вами.
Заниматься с малышом можно бесконечно, чем и злоупотребляют молодые мамы. Обязательно предоставьте ему время для самостоятельного исследования этого мира.
С каждым днем ребенок будет говорить больше и больше, придумывать слова и новые игры. Постепенно вы начнете замечать скачки в развитии речи вашего малыша. Ну а если этого не произошло, то вам необходимо обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.
Успехов вам и вашим детям на пути развития!
О.В. Гомылева, учитель-логопед реабилитационного центра "Радуга"
Фото: Алексей Новиков
Береги зрение смолоду Автор: Антонина Лазорцева Детки от трех лет и старше уже могут рассказать о том, как они видят окружающий мир, и ответить на вопросы взрослого. Надо помнить, что дети никогда не жалуются на боль в глазах. И именно поэтому надо внимательно присмотреться к поведению ребёнка и насторожиться, если он…
Предназначение женщины Автор: Маргарита Ускова Сколько их - женщин замужних, незамужних и монахинь, - несущих своё сердце к стопам Христа, осознающих своё предназначение в материнстве, служении ближним и дальним, в молитве! Но есть и забывшие об этом. История повествует, что Мария Магдалина и Мария Египетская начали свою жизнь с глубокого падения. Многие и теперь оступаются.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|