Автор: протоиерей Борис Балашов
Земля дана Богом человеку во владение еще в райском состоянии, чтобы он возделывал её (см. Быт. 2, 15). После грехопадения человек должен был в поте лица добывать свой хлеб. До сих пор благодаря труду люди получают средства к существованию и устраивают свою земную жизнь, у них появляется собственность.
Имущество - это труд людей, выраженный в деньгах и иных ценностях. При воровстве фактически происходит кража чужого труда. Поэтому восьмая заповедь Божиего закона провозглашает: Не кради (Исх. 20, 15).
Наиболее распространены кражи чужой собственности, личной или государственной. Об одном из таких случаев рассказывает и Евангелие.
В притче о милосердном самарянине Иисус Христос говорит: Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым (Лк. 10, 30).
В этой евангельской притче разбойники насильно лишают человека собственности: одежды, денег и т. д., но он остается жив. Но бывает, что при разбое совершаются убийства людей. Случается такое в мирной ли, военной ли обстановке - это все равно смертный грех, за который убийцы несут суровую ответственность перед Богом.
Давайте вспомним теперь и евангельский пример вора - Иуду Искариота. Когда в Вифании сестра Лазаря помазала драгоценным миром ноги Иисусовы, тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12, 4-6).
Разберем этот евангельский отрывок.
Во-первых, Иуда брал для своих нужд чужие деньги - классический пример воровства. Во-вторых, он злоупотреблял своим положением казначея апостольской общины, присваивая деньги, которые должен был употреблять на другие цели. В-третьих, средства, присваемые Иудой, были пожертвованы во имя Божие и, следовательно, являлись Божиим достоянием, находясь в пользовании общины Христовых учеников. Такой грех - присвоение собственности Христовой Церкви, посвященной Богу и принадлежащей Ему, - называется святотатством. Слово "тать" на церковнославянском языке означает "вор". Если любое воровство является смертным грехом, то какова же тяжесть греха святотатства - воровства имущества, посвященного Богу, в том числе и богослужебного назначения?!
Воровством также является присвоение чужого имущества или средств путем разных махинаций, мошенничества, обсчета, обвеса, обмана.
Каким бы способом и в каких масштабах ни была совершена кража: деньги или мобильный телефон из кармана, вещи из квартиры, автомобиль, жульнические операции с недвижимостью - во всех этих случаях суть греха остается одной и той же. Поэтому грех воровства опасен для бессмертной души и земной жизни человека, каким бы это воровство ни было.
В нашем мире, искаженном грехом, воруют не только деньги, драгоценности и разное имущество. Вот школьник списывает задачу у соседа: он ворует плоды умственного труда своего товарища. Другой пример: талантливый инженер несколько лет трудился и разработал уникальный станок. Другой инженер, который не участвовал в этой работе, выкрал чертежи и расчеты и зарегистрировал новый станок как свое собственное изобретение; за это он, а не изобретатель, будет получать деньги.
Или, к примеру, композитор украл у другого композитора мелодию песни и выдает за свою. Все это также является воровством и нарушением восьмой заповеди: украден чужой труд, и нет никакой разницы - является этот труд умственным или физическим.
Но есть и еще одна форма воровства, можно сказать, неявного. О ней говорит святой апостол Павел: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Если человек живет праздно, ничего не делает, только отдыхает, развлекается, ест и пьет, то он совершает смертный грех. Он, не трудясь, даром ест свою пищу и пользуется земными благами.
Этот грех называется тунеядством. Слово "туне" - славянское, оно означает "даром, напрасно, без причины". Тунеядец - тот, кто потребляет земные блага, не трудясь.
Тунеядство, то есть жизнь без труда, является смертным грехом и тогда, когда человек только делает вид, что работает, на самом деле ничего не делая и получая при этом зарплату за якобы выполненную работу. Безделье на работе, в школе или институте тоже является тунеядством - одной из форм воровства.
Конечно, труд может быть самым разным: умственным, молитвенным, физическим, домашним. Трудятся школьники и студенты, постигая науки. Трудятся доктора и медсестры, когда лечат больных. Трудятся крестьяне на полях, рабочие на фабриках и заводах, водители за рулем. Дома трудятся мамы и бабушки, стирая, убирая и готовя пищу. Трудятся священники в храмах, совершая богослужения для духовного спасения людей, исповедуя, причащая и отпевая умерших. Трудится верующий человек, вознося Богу молитвы о спасении и здравии своих близких. Очень много труда самых разных людей требуется нам, чтобы полноценно жить на земле.
Бог заповедал человеку трудиться в его земной жизни. Нам необходимо помнить об этом и совершать то служение на земле, которое заповедал нам Господь.
Фото: masanu.ru
Седьмая заповедь: не прелюбодействуй Автор: протоиерей Борис Балашов Игра в любовь поначалу дает острые ощущения, которые неизбежно опустошают душу человека. В итоге любовь проходит мимо, так и не состоявшись. Тогда люди выходят замуж и женятся уже не по любви, а потому что пришло время обзаводиться семьей. А сердце-то к любви стало неспособно, хотя и продолжает бесплодно ждать осуществления своей заветной мечты. Но мечты в этом случае так и остаются мечтами…
Десять заповедей Автор: Ирина Филиппова Фото: Ирина Филиппова Эти заповеди были даны людям через пророка Моисея на горе Синай три с половиной тысячи лет назад Самим Богом. Зачем нужны десять заповедей современному человеку?
Об этом пойдет разговор в выпуске телепрограммы "Дорога к храму".
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|