Автор: И.Ю. Смирнова
Святитель Филарет, митрополит Московский, известен, прежде всего, как выдающийся церковный и государственный деятель, богослов и проповедник. Между тем он был выдающимся церковным дипломатом, мнение которого на протяжение пятидесяти лет определяло церковную политику России как в отношениях с Православными Патриархатами Востока, так и в контактах с западными христианскими Церквями.
Фото:www.acmus.ru
При его участии в Москве были устроены подворья Восточных престолов, он помогал Русским Духовным Миссиям в Святой Земле, Китае, на Аляске. Он стоял у истоков межконфессионального диалога с Церквами Англии и Американской Епископальной Церковью. В церковной среде его именовали «Вселенским Архипастырем», а в дипломатической – «Патриархом». В то же время митрополит Филарет при своем высоком положении был и иноком, «глубоко постигшим науку наук – духовно-нравственное усовершенствование»1. Он ценил практику старческого окормления, был знаком с выдающимися старцами, подвизавшимися под руководством учеников прп. Паисия Величковского; с благословения и под руководством митрополита Филарета шла работа по изданию переводов преподобного Паисия. Эти две составляющие – понимание положения православия на Востоке и уважение монашеского подвижничества – определили отношение митрополита Филарета к Афону.
Возникает вопрос – как святитель, не выезжавший дальше Петербурга, мог судить о том, что происходило в православной ойкумене, в том числе на Святом Афоне? Во-первых, ему, как члену Святейшего Синода, была известна вся синодальная переписка о положении русского монашества на Святой Горе. Источниками информации были для него светские и церковные лица, которые путешествовали по Востоку или находились там по службе. Прежде всего, следует назвать иеромонаха Аникиту, в миру князя Сергия Ширинского-Шихматова. В 1834–1836 гг. он совершил большое путешествие по христианскому Востоку, побывал на Афоне и Святой Земле, в апреле 1836 г. был назначен настоятелем посольской церкви в Афинах, где в июле следующего года и скончался. С донесениями отца Аникиты в Синод и его путевыми записками митрополит Филарет был хорошо знаком.
Пантелеимонов монастырь, или Руссик, как его тогда называли, был в критическом состоянии: Греческое восстание 1821 г. и последующее десятилетие привело Афон в крайнее запустение, и лишь Адрианопольский мир, заключенный между Россией и Портой в 1829 г., восстановил спокойствие на Святой Горе, когда «мало-помалу начал водворяться порядок и возвратилась братия»2. По просьбе греческих монахов Пантелеимонова монастыря, долгами и нищетой доведенных до крайности, отец Аникита привел 25 иноков, «в основном из малороссов Ильинского скита», дал им деньги на строительство храма в честь новопрославленного святителя Митрофания Воронежского и отбыл в Святую Землю. Вернувшись на Афон, он обнаружил начатое дело в совершенно расстроенном состоянии – малороссы не смогли ужиться с греками, и отец Аникита вынужден был вывести их из монастыря обратно в Ильинский скит3. Но были и другая причина – по словам Парфения (Аггеева), «греков русского монастыря более побудили на изгнание князя греки прочих монастырей, потому что стали понимать, что ежели русские вселятся в монастырь, то у всех монастырей свою землю отберут, а наипаче, ежели будет жить князь. Греки Русика не могли понять сего; только один игумен Герасим это все понимал, но воля была не его»4. В дальнейшем так называемое панэллинское движение – националистическое по сути и политическое по форме, в той или иной мере будет сохраняться на протяжении всей дальнейшей истории афонского монашества.
В 1840-е гг., ставшие для Святой Горы «временем тишины и относительного покоя», возрос поток паломников на Афон, а вместе с ним возрос и приток пожертвований в святогорские монастыри, чему отчасти способствовал визит великого князя Константина Николаевича в июле 1845 г.5, придавший русскому афонскому монашеству новый импульс. На обратном пути великий князь посетил Москву, где состоялась его встреча с митрополитом Филаретом. «28 дня, – писал святитель 1 октября 1845 г., – нецеремониально встретил я в Успенском соборе великого князя Константина Николаевича и сопровождал в Архангельский и Благовещенский. Что нецеремониально, это не от меня зависело. Государь Наследник в добром здравии, а Константину Николаевичу, кажется, можно пожелать более крепкого здоровья, чтобы оно лучше служило являемой им деятельности и любознательности»6. Текст письма позволяет допустить, что митрополит имел возможность расспросить великого князя о путешествии по святым местам.
С 1830-х гг. постоянным информатором Московского святителя по делам православного Востока был Андрей Николаевич Муравьев, епитроп, или поверенный в делах, трех Патриархатов. В августе 1849 г. по пути в Иерусалим Муравьев посетил Святую Гору. Своим желанием попасть на Афон Муравьев сумел увлечь российского посланника в Константинополе В. П. Титова и в итоге совершил свою поездку в сопровождении десяти человек – дипломатов и их высокопоставленных гостей, в числе которых был генерал-адъютант Е. В. Путятин, впоследствии адмирал. Несмотря на то что дипломаты посещали монастыри «в строгом incognito», их визит не остался незамеченным афонским начальством – в Серайскую келлию, по словам Муравьева, «пришла вся Карея… с представителями всех афонских монастырей при почетной страже албанцев, и ага турецкий, живущий в Протате… Давно уже со времен Патриархов, своих основателей, смиренная келлия Серайская не видела у себя столь блистательного собрания»7.
Серайская келлия, основанная в XVII в. Патриархом Афанасием (Пателларием) и приписанная к Ватопеду, известна тем, что в 1830 г. русские монахи из Белобережской пустыни Орловской губернии Виссарион и Варсонофий учредили здесь братство из своих учеников, как писал Муравьев, «весьма согласное и замечательное как единственно чистое русское»8.
С первых дней пребывания на Афоне Муравьев выступает с ходатайством о помощи скиту, рассчитывая прежде всего на митрополита Филарета. Он просит об облачении для Преосвященного Калинника9, проживавшего на покое в Серайской келлии, о диаконском стихаре; рассчитывая на безотказность Московского святителя, обещает иконостас для главной церкви скита в честь Антония Великого: «12 праздников в иконостасе по золотому грунту; всего два яруса, и первый отличного московского письма, и во второй надобно праздники»10. И митрополит Филарет заказывает на Афон облачения и иконы, заботясь о качестве работы и сроках доставки. Посылая при письме меру для икон, Муравьев торопит: «Сделайте милость, поспешите прислать… надобно поддержать сию обитель чисто русскую». Причиной поспешности была все та же межнациональная нетерпимость, причем не по отношению греков к русским, но и между русскими и малороссами – то есть то, с чем в свое время столкнулся иеромонах Аникита. «У Св. Илии, – писал Муравьев, – все хохлы – злые малороссияне, зовущие нас раскольниками и не позволяющие русским у них жить, а в русском, так называемом монастыре наши смешаны с греками и отчасти заимствуют их обычаи»11. «Как это жаль, – писал в ответ свт. Филарет, – что царство монахов, разделися на ся; и не только между греками и русскими, но и между малороссиянами и великороссиянами нет единства! Вы бы напомнили им слово Господне о царстве, разделившемся на ся». Митрополит недоумевал: «И чего же там ищут старцы, Виссарион и Варсонофий? Разве не можно было им составить общежитие в России? Пойму их стремление, если узнаю от Вас, что там есть старцы, которых любовь не тесна, чтобы вместить и греков, и русских»12.
По просьбе старцев, Муравьев ходатайствовал перед Министерством иностранных дел и Святейшим Синодом об учреждении вместо Серайской келлии Андреевского скита. В связи с «препятствиями со стороны греков» ему пришлось убеждать руководство Ватопеда, и Протат, и самого Патриарха Константинопольского13. Уже в октябре 1849 г. российский посланник Титов сообщил об «успешном превращении Серайской келлии в Андреевский скит»14, сам же Муравьев получил статус ктитора скита, названного в честь его святого покровителя.
Вместе с тем открылись и новые каналы для помощи афонским монастырям — значительную сумму завещала «для раздачи поровну всем монастырям»15 графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская16. По поручению митрополита Филарета, помимо икон и церковной утвари для Константинополя, Иерусалима, Патмоса, Родоса, Бейрута, только в октябре 1850 г. на Афон было отправлено «два ящика с сосудами, воздухами, покровом на раку св. Афанасия» и образ Пресвятой Троицы»17. Был дозволен сбор пожертвований в России «в пользу нового Андреевского скита»18 и на обитель вмч. Пантелеимона, который осуществляли иеросхимонах Сергий (Веснин)19, известный под именем Святогорец, и его спутник – слепой монах Григорий20.
К афонскому делу подключили и великого князя Константина Николаевича, на имя которого через русского посланника было передано прошение братии Свято-Пантелеимонова монастыря «о даровании подворья в Москве по примеру прочих восточных и афонских монастырей». По рассмотрении афонского прошения, в синодальном указе от 30 ноября 1849 г. отмечалось: «Его Императорское Высочество, принимая участие в просьбе братии обители св. Пантелеимона, которую удостоил своим посещением во время путешествия в Константинополь [в 1845 г.], поручил… просить, не найдено ли будет возможным назначить для подворья обители св. Пантелеимона находящуюся в Москве праздную и без прихода церковь св. преподобного Сергия или какую-либо другую из праздных церквей, приписанных к другим»21.
«Здесь теперь, – писал свт. Филарет Муравьеву 1 марта 1850 г., – идет дело об обращении Сергиевской церкви, по указанию Вашему, в подворье Русского на Афоне монастыря». Но если Московская синодальная канцелярия не видела препятствий к передаче Сергиевской церкви под афонское подворье, то Московский святитель находил это дело «требующим внимания и предусмотрительного соображения Св. Синода». Его тревожило нелегитимное попадание на Афон русских иноков, которые «берут увольнение для временного посещения святых мест и потом остаются в Афонской Горе произвольно, без благословения духовного и без разрешения гражданского начальства»22. Пользуясь более вольными, чем в России, законами для монашествующих, выходцы из России оказывались на Афоне с просроченными видами на жительство, то есть незаконно, и получали там монашество и священство без обязательного в России трехлетнего искуса. А потому свт. Филарет предупреждал, что при назначении таких монахов на афонское подворье в Москве могут встретиться затруднения. В конечном счете летом 1850 г. Синод признал неудобным ходатайствовать об учреждении в Москве подворья Свято-Пантелеимонова монастыря на Афонской Горе, как учитывая мнение святителя, так и по той причине, что «доселе подворья в России жаловались одним Патриархам по уважению к их иерархическому значению и для соблюдения, чрез их посредство, единства и общения в Восточно-Кафолической Православной Церкви»23.
Святителю Филарету предстояло объясниться с Муравьевым, для которого вопрос русского присутствия на Афоне был принципиально важен. «Вот новая беда, – писал митрополит в Петербург 21 ноября 1850 г. – Я в опасности, которую Вы можете уменьшить, а не совсем отвратить, в опасности, что Вы будете мною недовольны более, нежели когда-либо»24. В оправдание святитель приводил тот факт, что «афонские, прожив в России год для сбора пособий, возвращаются в Афон с привычками, по которым затруднятся там жить, и даже выходят оттуда»25. Это наводило на мысль о вреде для иночества от пребывания в большом городе. И действительно, как признавался Муравьев, ему «было очень больно, что… митрополит переменил свое решение дать подворье в Москве. …Я не мог не высказать моей скорби Владыке, тем более, что русская, можно сказать, обитель Св. Пантелеимона на Афоне, где 200 греков и 150 русских, убедительно меня просила об этом подворье и доселе весьма в оном нуждается»26.
Несмотря на то что ни в Москве, ни в Петербурге афонского подворья так и не было устроено до 1879 г., в Россию стали прибывать святогорские монахи для сбора милостыни в пользу обители. Уже с начала 1850 г. в России одновременно находились сборщики из Ильинского и Андреевского скитов, из Эсфигмена, и это помимо «епископов, посланных от Патриархов Александрийского и Антиохийского, и игумена из Требизонда». Основным местом сбора пожертвований была по традиции первопрестольная столица. Однако, помогая афонским обителям ходатайством перед Святейшим Синодом, Муравьев выдвигал и свои условия. Так, узнав, что Протат потребовал уменьшить в размере печать Андреевского скита и удалить из названия слово Ново-русский, Муравьев написал игумену Виссариону: «Если Вы это сделаете, то я от Вас отступлюсь; мне странно, что греческие старцы могут от Вас сего требовать! – Не явная ли это неблагодарность России, от которой постоянно требуют милостыни? И как дерзают вновь колебать утвержденное однажды Патриархом и собственным их собором?»27
Сведения, получаемые от Муравьева, не могли не сказаться на отношении к Афону Московского святителя, который даже ставил под вопрос пользу помощи афонским монастырям. Так, узнав, что настоятель Эсфигмена высказывал пожелание «иметь русскую братию и служение на славянском языке», Филарет отозвался с несвойственной ему резкостью: «Это едва ли есть что-либо иное, как разве спекуляция, чтобы более приобретать русских денег, которых он уже много вытащил, и частию незаконною хитростию. Надобно ли способствовать тому, чтобы от нас увлекали набожных людей, которые нужны нам самим и которых на Афоне не на что употребить?»28 Усматривая «несимметричное» отношение к русской помощи со стороны афонского начальства, Филарет явно не желал потворствовать притязаниям греков на участие России в решении их материальных проблем, предлагая поразмыслить, «не нужна ли осторожность, чтобы не слишком расширять путь афонским к русским деньгам?»29
Для «осторожности» были и другие причины – с Афона все чаще доходили вести о неблагоприятном влиянии русского иночества на принятый там уклад хозяйственной и духовной жизни. «Там была монашеская простота, – писал Филарет в 1858 г., – а теперь распространяется богатство и излишества удобств жизни. Богатые оклады на иконах, сделанные на русские деньги, с одной стороны, возбуждают зависть… с другой стороны – угрожают грабежом от турок. Зимою грелись маленьким огоньком в нетопленой комнате: теперь русские выписали печников, устроили печи и истребляют афонские леса на множество построек и на дрова»30. Впоследствии отношение митрополита Филарета к Афону так и не изменилось, чему можно привести множество примеров. Не мог он не отмечать и все более широкого оттока русских людей из России на Афон, и не всегда по благовидным причинам, а «потому, что там скорее можно получить монашество и священство»31.
Несмотря на согласие свт. Филарета на устроение в Москве различных подворий, на готовность к щедрым пожертвованиям со стороны московской паствы, время показало, что это не решало материальных проблем Восточных Церквей. Не приходилось рассчитывать и на ответную признательность. На Афоне по-прежнему остро стояла проблема русско-греческих отношений, ввиду «набиравшего обороты… движения панэллинизма, открыто проявившегося на Святой Горе после Крымской войны»32. Все это вызывало понятный скепсис в отношении помощи афонским монастырям. И здесь позиции митрополита Филарета и Муравьева существенно расходятся. Несмотря на прохладное отношение святителя Филарета к финансированию афонских проектов, стараниями Андрея Николаевича Андреевский скит превратился в один из крупнейших русских монастырей на Святой Горе и к концу XIX в. насчитывал около 800 монахов.
И все же, говоря об отношении митрополита Филарета к Афону, нельзя не отметить его неизменное внимание и интерес к укладу духовной жизни и прежде всего к преемственности созерцательной традиции в афонском монашестве. В письмах к Муравьеву на Афон он писал: «На Афоне бывали созерцатели. Встретили ль Вы там ныне?»33, «Преподобен ли Афон? Жалки ли Афины? Зрит ли на небо афинский столпник?»34 И Муравьев старательно собирал сведения об афонских подвижниках, чтобы поделиться ими со святителем.
По инициативе митрополита Филарета издавались письма и записки русских путешественников, духовных лиц и афонских монахов, знакомившие российское общество с монастырями и монашеской жизнью на Афоне. Так, после кончины иеромонаха Аникиты (Ширинского-Шихматова), святитель Филарет, прочитав его путевые заметки, написал его братьям в письме от 27 сентября 1837 г.: «Вам, как наследникам его, предложил бы я еще одно утешение и попечение: собрать, буде можно, и обратить в общее употребление и пользу записки его путешествия и обозрения мест, на которые и издалеча, и очами других взирать сладостно и назидательно»35. Издатель путевых заметок отца Аникиты священник Василий Жмакин писал в 1890 г., что их выходом в свет «осуществляется желание святителя Филарета, высказанное им еще пятьдесят три года назад»36.
Позже, благодаря митрополиту Филарету и по его благословению, будут опубликованы «Письма Святогорца» иеросхимонаха Сергия (Веснина), адресованные лично митрополиту Московскому «Письма с Востока», в том числе с Афона, А. Н. Муравьева. По поводу издания «Сказания о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святой Горы Афонской» инока Парфения (Аггеева)37, митрополит Филарет писал в ноябре 1854 г. к прп. Антонию (Медведеву): «Отец Парфений хочет отдать в цензуру свои записки. Способствуйте ему в сем; и скажите о. ректору, что если где нужно грамматический состав речи несколько поправить или иное слово неблагообразное заменить более понятным и употребительным, то хорошо бы сие сделать цензору. Но много изменять своеобразную речь о. Парфения не нужно»38.
Святитель старался и о том, чтобы афонская богослужебная традиция привилась в российских монастырях. Им был отредактирован и подготовлен к утверждению Синодом богослужебный устав, составленный игуменом Филаретом (Данилевским) для Глинской Богородицкой пустыни по чиноположению Святой Афонской Горы39. Похожий устав был введен в скитах Свято-Троицкой Сергиевской лавры и в ряде других общежительных монастырей.
Неизменный интерес проявлял святитель к афонской иконописи, архитектуре, рукописям, песнопениям, свидетельства чему сохранились в его письмах и отзывах. В этом отношении характерны два письма к наместнику Свято-Троицкой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) о впечатлениях, произведенных фотографиями с Афона, выполненными русским фотолетописцем генералом П. И. Севастьяновым (1811–1867). В письме от 10 января 1859 г. святитель писал: «Г-н Севастьянов, о котором знаете из ведомостей, был у меня, и я часа два стоял перед его призрачными снимками с икон и фресок афонских. Лица древнейших из сих изображений, относящихся к ХII и XIII векам, при простоте рисунка представляют много мысли и чувства, особенно один образ Божией Матери. Прочие части изображений большею частию неправильны. Есть особенности: например, св. архидиакон Стефан представлен в стихаре с кадилом, но без ораря, а с широким полотном на плече. Г. Севастьянов хочет сделать список по крайней мере с образа Божией Матери. Он хочет сделать уменьшенные фотографии: едва ли они сохранят то, что есть в теперешних снимках. Государыня Императрица Мария Александровна три часа смотрела сии изображения, потом смотрел Государь Император, и члены Императорской Фамилии»40. В другом письме от 21 января того же года святитель писал: «Наши иконописцы показывали мне снимки с афонских икон. Говорят, что сняты верно; но некоторые мне показались не так приятны, как виденные мною у г. Севастьянова»41.
В этой связи становится понятен основной «нерв» отношения к Афону Московского святителя, который смотрел на него сквозь призму византийской духовной традиции Святой Горы, освященной веками и подвигом афонского иночества. Ему были чужды современные реалии Афона – межнациональные распри, русофобские настроения, отсутствие терпимости между бывшими российскими подданными, карьерные интересы среди монахов – духовные болезни, которые больше нуждались во врачевании, а не в поощрении огромным количеством русских денег, чему святитель не считал нужным потворствовать. Суровая требовательность митрополита Филарета проистекала из уважения к истории и культуре Афона, которое проявлялось во внимании к уставу, иконографии, архитектуре, к монашескому созерцательному деланию, продолжателем которого был сам святитель.
- Правила благоустройства монашеских братств в Москве. М., 1917. С. 7.
- Муравьев А. Н. Письма с Востока. Ч. 1. М., 2005. С. 97.
- Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834—1836 гг. М., 2009. С. 7–8.
- Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженника Святой Горы Афонской инока Парфения. Ч. II. С. 218–222.
- Великий князь Константин Николаевич пробыл на Афоне с 16 по 18 июля 1845 г.
- Святитель Филарет, митрополит Московский. Письма преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры. СТСЛ, 2007.Т. 1. С. 370.
- Муравьев А. Н. Письма с Востока. Ч. 1. М., 2005. С. 99–100.
- НИОР РГБ. Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 32. Л. 212об.
- Патриарх Александрийский Каллиник (1858–1861). Во время путешествия А. Н. Муравьева по Востоку (1849–1850) епископ Москонисийский Каллиник, будучи на покое, жил на Афоне; позже был митрополитом Фессалоникийским; в 1858 г. избран Патриархом Александрийским, но вскоре был вынужден отказаться от престола из-за недовольства клира и народа его управлением. Умер в 1889 г. в Митилене.
- НИОР РГБ. Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 32. Л. 212об.
- Там же.
- Письма к А.Н.М[уравьеву]. Киев, 1869. С. 314–315.
- Примечание А. Н. Муравьева к письму митрополита Московского Филарета от 27 сентября 1849 г. // Письма к А.Н.М[уравьеву]. Киев, 1869. С. 315.
- НИОР РГБ. Ф. 188. К. 9. Ед. хр. 58. Л. 10об.
- Там же. Л. 12об.
- Орлова-Чесменская Анна Алексеевна (в монашестве — Агния; 1785–1848), графиня, камер-фрейлина Двора Е.И. В. Унаследовав огромное состояние своего отца, графа А. Г. Орлова, занималась широкой церковной благотворительностью.
- Письма к А.Н.М[уравьеву]. Киев, 1869. С. 348.
- НИОР РГБ. Ф. 188. Картон 9. Ед. хр. 58. Л. 14.
- Иеросхимонах Сергий Святогорец (в миру — Симеон Веснин, в монашестве — Серафим; 1814–1853), в 1843 г. принят в число братии Русика; 23.03.1844 г. принял схиму; с сентября 1844 г. в течение семи месяцев странствовал по святым местам Палестины; возвратившись в Русик, посвятил себя литературным трудам; в 1847 г. приехал в Россию для подготовки к печати «Писем Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской» (СПб., Ч. 1. 1849, Ч. 2. 1850). Во время пребывания в Москве и Петербурге собрал значительные пожертвования на русскую афонскую обитель. В марте 1851 г. вернулся на Афон. В знак признательности за его труды в пользу монастыря для отца Сергия была устроена отдельная келлия недалеко от обители — Космодамиановская пустынь, где он проводил строгую подвижническую жизнь.
- Насельник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Григорий приехал вместе с иеромонахом Серафимом (Весниным) в Россию для сбора пожертвований на нужды обители.
- Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. Т. Доп. № 129. С. 289.
- Там же. С. 291.
- Там же. С. 292.
- Письма к А.Н.М[уравьеву]. Киев, 1869. С. 346.
- Там же. С. 349–350.
- Там же. С. 347.
- НИОР РГБ. Ф. 188. Картон 2. Ед. хр. 11. Л. 3-4об.
- Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. Т. Доп. № 129. С. 456–457.
- Заметки митр. Филарета, по прочтении двух писем бывшего на Востоке архимандрита Порфирия. 7—8 сентября 1858 г. // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. Т. Доп. № 129. С. 455–457.
- Заметки митр. Филарета, по прочтении двух писем бывшего на Востоке архимандрита Порфирия. 7—8 сентября 1858 г. // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887. Т. Доп. С. 455–457.
- Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1885. Т. IV. С. 413.
- Первое Августейшее паломничество на Афон Великого Князя Константина Николаевича в 1845 г. // http://legitimist.ru/sight/history/2016/pervoe-avgustejshee-palomnichestvo-na-afon.html?view=print.
- Письмо митрополита Московского Филарета к А. Н. Муравьеву от 12 августа 1849 г. // Письма к А.Н.М[уравьеву]. Киев, 1869. С. 307.
- В примечании к письму святителя Филарета от 13 сентября 1849 г. Муравьев писал: «Владыка упоминает о столпнике Афинском, ибо еще недавно спасался там такого рода молитвенник, на одном из уединенных столбов храма Юпитера Олимпийского» (Письма к А.Н.М[уравьеву]. Киев, 1869. С. 314).
- Цит. по: Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834—1836 гг. М., 2009. С. 13.
- Там же. С. 13.
- Иеросхимонах Парфений (Аггеев; 1807–1878), основатель и строитель Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря, духовный писатель. По благословению митрополита Филарета в августе 1854 г. был определен в Гефсиманский скит, в январе 1855 г. был рукоположен святителем Филаретом во иеродиакона и иеромонаха, впоследствии возглавлял Гуслицкий монастырь как миссионерский центр среди старообрядцев, а последние годы жизни провел в Гефсиманском скиту и Троице-Сергиевой лавре.
- Святитель Филарет, митрополит Московский. Письма преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры. СТСЛ, 2007.Т. 2. С. 295.
- Там же. Т. 1. С. 268.
- Там же. Т. 3. С. 93.
- Там же. С. 95.
Источник: www.mepar.ru
Митрополит Московский Филарет и преподобный Серафим Саровский. Часть 1 Автор: И.Ю. Смирнова
Так, благодаря мудрой дипломатичности митрополита Филарета в 1839 г. вышло в свет «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни схимонаха и пустынника Марка», где после текста жития отца Марка следовали «Духовные наставления отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынника и затворника» в тридцати трех главах
Святитель Филарет Московский и благотворитель П.Г. Цуриков Автор: С.П. Носиков
Заложили новый Филаретовский храм вскоре после юбилея Владыки, 16-го августа, еще когда тот находился в Лавре: «сам он, из окон домовой церкви, смотрел, как полагали первый камень его последнему приюту, ибо не был в силах положить его своею рукою и, пред своим выездом из Лавры, имел утешение видеть, что уже поставлен крест над крышею нового придела»
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|