Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Завтра" может и не быть
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 23.11.2024, 12:39 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Здоровье душевное и телесное

"Завтра" может и не быть

Автор: Наталья Гусева

Бродя по просторам интернета, очень часто сталкиваюсь с такой постановкой вопроса: "Я-де православный (-ая) и не собираюсь ни в чем участвовать: ни в каких-то служениях, ни в делах прихода и т.д.! Я прихожу в храм к Богу, к духовнику, а остальное меня не волнует!" Более того, когда я попробовала ответить оппоненту в духе того, что в идеале приход - это духовная семья, то услышала в ответ, что "в этом случае приход похож на секту! В Православии главное и основное - работа над своей душой, над собой, над своими немощами, а социальное служение вообще является уклонением в католичество". И надолго-надолго задумалась я над этим вопросом...

Помощь и православие

А может, и правда, надо только смотреть в себя, а в идеале - и перестать замечать всё вокруг? И вот что вспомнилось мне... Два года назад убили Сергея Захарчука, помогающего нашего сестричества: наркоман вырубил с одного удара прямо возле Лавры и бил дальше уже бессознательного. 8 августа 2008 г. это случилось, а 13 августа Сережа умер. Он был одиноким, занудноватым, абсолютно не приспособленным к работе на отделении. Но когда он приезжал в больницу после работы, он всегда привозил к чаю булочку с маком. И незадолго до несчастья - 3 апреля - он тоже приехал после работы и привез эту булочку. А у меня просто "не было желания общаться": я была погружена в размышления о собственных грехах, готовясь к исповеди. Я даже обедом его накормила за отдельным столом. И понимала, что поступаю нехорошо, но решила: ладно, в следующий раз буду любезнее. А следующего раза просто не было... Я выла, вспоминая эту булочку, которую он покупал, спеша с работы на больничный обход. Я не спала ночами, я ходила на исповедь, как на работу - не по разу на неделе... Но Господь очень хорошо дал мне почувствовать, что завтра может не быть никогда. И хоть обмолись и обисповедайся - боли и осознания того, что ты скотина, не изжить. Как же надо трепетно относиться к каждому человеку! Как надо нам друг друга беречь! Ведь завтра может и не быть... Упаси Господь испытать эту боль оттого, что ничего не исправить. Я поняла, что такое ад - бесконечная боль, изматывающее усилие докричаться туда со своим тупым "прости" - и ти-ши-на в ответ...

Наверное, как всегда, мы, православные, забываем, что самый правильный путь - царский, срединный. Качает нас из стороны в сторону. То мы с головой кидаемся в социальное служение, забывая о молитве, о работе над собой, спешим наделать побольше добрых дел, начинаем их ставить впереди себя, гордиться и кичиться их количеством и качеством. Этому способствует, конечно, и похвала людская - яд для души. И тут уже нет в душе места для покаяния, для смирения, для Бога. Расцветает в ней буйно гордынюшка. Но бывает и иначе: в благочестивом экстазе мы обрушиваемся в молитву, крутим четки, рядимся в черные балахоны. Наша речь пересыпана "благочестивыми" выражениями, мы не успеваем читать акафист за акафистом, выкладываем на исповеди духовнику многостраничные хартии с греховными помыслами. И... отказываем соседке-старушке в просьбе приготовить ей, немощной, обед или сходить заплатить за квартиру, торопясь на очередной молебен. Стоя в храме, мы погружены в молитву настолько, что не видим старика на костылях, не имеющего возможности пройти к скамейке. "Благочестиво" рыкаем на молодую мамочку с хнычущим грудным младенцем на руках... По-моему, и в том, и в другом случае Глава Церкви - Христос - остается вне нашей души, вне нашего сердца.

Социальное служение само по себе - дело хорошее. Но, как, помнится, сказал мне наш духовник, "если после служения ты не можешь или не хочешь молиться - значит, в этот раз ты служила не Богу, а собственной гордыне. Если идешь на служение с должным устроением, то молитва после дела тебе не будет в тягость..." А уж тем более нельзя считать свои добрые дела: "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Матф. 6:3). Молитвенное сосредоточение само по себе - тоже прекрасно. Но как же можно при этом не смотреть на нужды ближнего, скорбящего? При нашем абсолютном безразличии к боли и страданиям ближних (ближних - в евангельском понимании этого слова) - для Бога ли будут наши молитвы и посты?

Ради кого мы в этом случае будем совершать сии молитвенные бдения? Да ради себя же! Но задумайтесь: мы ведь всеми силами стараемся душу свою расположить к Богу, очистить ее покаянием... А что дальше? А дальше-то как раз и должны в этой очищенной душе зазвучать слова Спасителя: "Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матф. 25, 34-40).

Вчитайтесь в эти слова: Царь мира называет страждущих Своими меньшими братьями! И как же можно отвернуться от беды ближнего, если он - брат Господа? Мне кажется, что тем, кто придерживается точки зрения: "я пришел в храм к Богу, и остальное меня абсолютно не волнует" - просто необходимо посоветоваться по этому поводу с мудрым священником.

Поймите, я не призываю всех поголовно рвануть с завтрашнего дня в сестричества. Апостол говорит: "Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим. 12, 4-5). Но каждый на своем месте - на работе, в доме, во дворе - может и должен послужить ближнему. Ну ведь не так много для этого надо! Иногда просто поздороваться с дворником и сказать ему: "Спаси, Господи!" - спаси, Господи, за труд, за то, что тебе приятно идти по убранному тротуару! Спросить соседку-старушку о ее здоровье. Элементарно выбросить фантик не на землю, а в урну. Стерпеть и не сорваться на несправедливый упрек начальника или обидное замечание кого-то из домашних...

Ерунда, скажете вы? Вовсе нет! Не ерунда, а маленькая капля милосердия и сострадания! Вы попробуйте - и сразу почувствуете в своем сердце тепло Божией Любви. А дальше - больше. Кто знает, на какой путь служения вас приведет Господь? Будет ли это сестричество или благотворительная деятельность, или просто вы станете внимательным и добрым человеком - Бог весть. Главное, вы убьете в себе равнодушие. Вы никогда не очутитесь в том состоянии, о котором я писала в начале статьи. А это - не просто немало, а много! Правда, тут есть и еще момент: надо, обязательно надо держаться срединного пути, не позволяя себе соскользнуть в "статистический учет добрых дел". И тогда вы увидите, что и молитва, и любовь к ближнему привели ваше сердце, вашу душу в состояние благодатного равновесия.

Наталья Гусева,
старшая сестра
православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице

Фото: Сергей Вдовин

О правильном отношении к смерти
Почему я ВЕРЮ?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Здоровье душевное и телесное | Добавил: Pravklin (23.07.2011) | Автор: Наталья Гусева
Просмотров: 3168
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz