Автор: Наталья Гусева
Бродя по просторам интернета, очень часто сталкиваюсь с такой постановкой вопроса: "Я-де православный (-ая) и не собираюсь ни в чем участвовать: ни в каких-то служениях, ни в делах прихода и т.д.! Я прихожу в храм к Богу, к духовнику, а остальное меня не волнует!" Более того, когда я попробовала ответить оппоненту в духе того, что в идеале приход - это духовная семья, то услышала в ответ, что "в этом случае приход похож на секту! В Православии главное и основное - работа над своей душой, над собой, над своими немощами, а социальное служение вообще является уклонением в католичество". И надолго-надолго задумалась я над этим вопросом...
А может, и правда, надо только смотреть в себя, а в идеале - и перестать замечать всё вокруг? И вот что вспомнилось мне... Два года назад убили Сергея Захарчука, помогающего нашего сестричества: наркоман вырубил с одного удара прямо возле Лавры и бил дальше уже бессознательного. 8 августа 2008 г. это случилось, а 13 августа Сережа умер. Он был одиноким, занудноватым, абсолютно не приспособленным к работе на отделении. Но когда он приезжал в больницу после работы, он всегда привозил к чаю булочку с маком. И незадолго до несчастья - 3 апреля - он тоже приехал после работы и привез эту булочку. А у меня просто "не было желания общаться": я была погружена в размышления о собственных грехах, готовясь к исповеди. Я даже обедом его накормила за отдельным столом. И понимала, что поступаю нехорошо, но решила: ладно, в следующий раз буду любезнее. А следующего раза просто не было... Я выла, вспоминая эту булочку, которую он покупал, спеша с работы на больничный обход. Я не спала ночами, я ходила на исповедь, как на работу - не по разу на неделе... Но Господь очень хорошо дал мне почувствовать, что завтра может не быть никогда. И хоть обмолись и обисповедайся - боли и осознания того, что ты скотина, не изжить. Как же надо трепетно относиться к каждому человеку! Как надо нам друг друга беречь! Ведь завтра может и не быть... Упаси Господь испытать эту боль оттого, что ничего не исправить. Я поняла, что такое ад - бесконечная боль, изматывающее усилие докричаться туда со своим тупым "прости" - и ти-ши-на в ответ...
Наверное, как всегда, мы, православные, забываем, что самый правильный путь - царский, срединный. Качает нас из стороны в сторону. То мы с головой кидаемся в социальное служение, забывая о молитве, о работе над собой, спешим наделать побольше добрых дел, начинаем их ставить впереди себя, гордиться и кичиться их количеством и качеством. Этому способствует, конечно, и похвала людская - яд для души. И тут уже нет в душе места для покаяния, для смирения, для Бога. Расцветает в ней буйно гордынюшка. Но бывает и иначе: в благочестивом экстазе мы обрушиваемся в молитву, крутим четки, рядимся в черные балахоны. Наша речь пересыпана "благочестивыми" выражениями, мы не успеваем читать акафист за акафистом, выкладываем на исповеди духовнику многостраничные хартии с греховными помыслами. И... отказываем соседке-старушке в просьбе приготовить ей, немощной, обед или сходить заплатить за квартиру, торопясь на очередной молебен. Стоя в храме, мы погружены в молитву настолько, что не видим старика на костылях, не имеющего возможности пройти к скамейке. "Благочестиво" рыкаем на молодую мамочку с хнычущим грудным младенцем на руках... По-моему, и в том, и в другом случае Глава Церкви - Христос - остается вне нашей души, вне нашего сердца.
Социальное служение само по себе - дело хорошее. Но, как, помнится, сказал мне наш духовник, "если после служения ты не можешь или не хочешь молиться - значит, в этот раз ты служила не Богу, а собственной гордыне. Если идешь на служение с должным устроением, то молитва после дела тебе не будет в тягость..." А уж тем более нельзя считать свои добрые дела: "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Матф. 6:3). Молитвенное сосредоточение само по себе - тоже прекрасно. Но как же можно при этом не смотреть на нужды ближнего, скорбящего? При нашем абсолютном безразличии к боли и страданиям ближних (ближних - в евангельском понимании этого слова) - для Бога ли будут наши молитвы и посты?
Ради кого мы в этом случае будем совершать сии молитвенные бдения? Да ради себя же! Но задумайтесь: мы ведь всеми силами стараемся душу свою расположить к Богу, очистить ее покаянием... А что дальше? А дальше-то как раз и должны в этой очищенной душе зазвучать слова Спасителя: "Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матф. 25, 34-40).
Вчитайтесь в эти слова: Царь мира называет страждущих Своими меньшими братьями! И как же можно отвернуться от беды ближнего, если он - брат Господа? Мне кажется, что тем, кто придерживается точки зрения: "я пришел в храм к Богу, и остальное меня абсолютно не волнует" - просто необходимо посоветоваться по этому поводу с мудрым священником.
Поймите, я не призываю всех поголовно рвануть с завтрашнего дня в сестричества. Апостол говорит: "Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим. 12, 4-5). Но каждый на своем месте - на работе, в доме, во дворе - может и должен послужить ближнему. Ну ведь не так много для этого надо! Иногда просто поздороваться с дворником и сказать ему: "Спаси, Господи!" - спаси, Господи, за труд, за то, что тебе приятно идти по убранному тротуару! Спросить соседку-старушку о ее здоровье. Элементарно выбросить фантик не на землю, а в урну. Стерпеть и не сорваться на несправедливый упрек начальника или обидное замечание кого-то из домашних...
Ерунда, скажете вы? Вовсе нет! Не ерунда, а маленькая капля милосердия и сострадания! Вы попробуйте - и сразу почувствуете в своем сердце тепло Божией Любви. А дальше - больше. Кто знает, на какой путь служения вас приведет Господь? Будет ли это сестричество или благотворительная деятельность, или просто вы станете внимательным и добрым человеком - Бог весть. Главное, вы убьете в себе равнодушие. Вы никогда не очутитесь в том состоянии, о котором я писала в начале статьи. А это - не просто немало, а много! Правда, тут есть и еще момент: надо, обязательно надо держаться срединного пути, не позволяя себе соскользнуть в "статистический учет добрых дел". И тогда вы увидите, что и молитва, и любовь к ближнему привели ваше сердце, вашу душу в состояние благодатного равновесия.
Наталья Гусева,
старшая сестра
православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице
Фото: Сергей Вдовин
О правильном отношении к смерти
Почему я ВЕРЮ? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|