Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг, настоятель Преображенского храма пос. Нудоль
В чем смысл и значение праздника Крещения Господня или, иначе, Богоявления? Зачем Мессия явил Себя миру?
Икона из праздничного чина Успенского собора г. Владимира.
1408 г. Государственный Русский Музей, Спб.
Господь как Законодатель должен был исполнить Закон и откровение пророков, чтобы дать миру новый Закон – не буквы, но Духа, и жизни в Боге, в Его Небесном Царствии, которое есть Царствие Божие и царство любви. Людям, пожелавшим принять этот новый Закон, нужно было измениться, преобразиться и войти в непосредственное соединение с Богом. Это перерождение могло совершиться не иначе как покаянием, отвержением своей греховности и подчиненности ей. Сам по себе, без благодатной помощи Божией, человек это совершить не мог, будучи чадом плоти, греха и смертности, живущей в плоти нашей, и через это подчинившийся врагу нашей истинной жизни – диаволу. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8) и спасти нас от вечной смерти – пребывания во грехе, убивающем душу человека. Об этом ангел дал откровение Иосифу Обручнику при наречении имени Мессии: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21), поскольку имя Иисус – «Иегова шуа» – и означает: «Бог спасает».
Христос приходит на Иордан к праведному Иоанну Крестителю, который проповедовал крещение покаяния для прощения грехов, «дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 17).
Безгрешный Сын Божий, равный Богу Отцу и единосущный Ему по природе, не имевший никакой нужды в покаянии, приходит к пророку и посланнику Божию, чтобы креститься от него и таинственным, непостижимым образом взять на Себя грех мира, как свидетельствует о Нем Иоанн: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). И далее Креститель говорит: «Я… для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 31). Крестившийся вместе с народом Христос, молясь, выходит из воды, и при этом отверзаются небеса, и Дух Божий в виде голубя сходит на Него, и слышится «глас… с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 11).
Это общее явление Трех Лиц Святой Троицы – Отца, «глас» Которого раздается «с небес», Сына и «Духа, сходящего» на Христа «с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин. 1, 32), – и именуется Богоявлением.
В чем же суть этого явления?
О чем молился Христос, благоволением Бога и Отца ставший Агнцем Божиим, выходя из воды Иорданского крещения, как богослужебная жертва, прежде омываемая в чистой воде?
Не о том ли, чтобы взять на Себя грех мира, не об отдании ли Плоти Своей за жизнь мира, не о грядущем ли распятии Своем, не о совершении ли дела, которое Отец поручил Ему исполнить, не о прославлении ли Святого Имени Отца Своего, не о жизни ли вечной для всякого человека? Спаситель готов был отдать Свою жизнь за всех нас по кротости и смирению Своему, по безмерной Своей любви к Отцу Своему Богу, Который «так возлюбил… мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Эта Небесная Любовь Лиц Святой Троицы, явившаяся на земле в любви воплотившегося Сына Человеческого, разверзла небеса для Богоявления. Ибо Бог не просто показывает Себя людям, но осуществляет спасение мира и дарование вечной истинной жизни. Ибо «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Для этого Бог и явился.
О праздновании Крещения Господня (прямой эфир «ТНТ-Поиск», 19 января 2017 г.)
Крещение Господне Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|