Автор: Элина Воробьева
Приятно знать, что в родном отечестве всё больше и больше в последнее время появляется церквей и часовен, реставрируются старые храмы, открываются новые. Огорчает одно: поведение людей. Как-то слишком беспечно и небрежно относятся они к посещению православного молитвенного дома.
Недавно пришлось наблюдать такую сценку. Возле Волги гуляла женщина с собакой. Увидела часовню, посадила возле церковной ограды собаку, а сама с собачьим поводком в руках вошла в молитвенное помещение. Купила несколько свечей, поставила на канун и, не помолившись и даже не перекрестившись, тотчас же вышла – кликнула свою собаку и спокойно продолжила прогулку.
В другой раз какая-то женщина оставила возле крыльца хозяйственную сумку с кочанами капусты и, мельком перекрестившись, вошла в часовню. Когда она забирала свою сумку, я не выдержала, спросила:
– А не лучше было бы выбрать для визита другое время?»
– Мне так удобнее, – стала оправдываться женщина, – тем более храм по пути...
К сожалению, она в своём мнении не одинока. Многие заскакивают в храм на минуточку, крестятся небрежно, молятся на скорую руку и не испытывают благоговения перед святыми образами.
Задевает, что многие заскакивают в часовню, не здороваются с послушницей и обращаются к ней словно к кассиру супермаркета. А почему бы не пожелать доброго здоровья женщине, которая следит за церковным приходом, обустраивает прилегающую к Божьему дому территорию, ухаживает за живыми цветами, чтобы вам же доставить радость? Такая тотальная неотзывчивость просто ошеломляет. Пожилые люди сетуют: «Так-то беспечно и небрежно люди в церковь не ходили». Это был особенный ритуал – посещение храма. Надо было соответствующим образом настроиться, исключить негативные эмоции и суетные мысли. Когда входите в церковь, ваша душа должна быть чистой, то есть свободной от посторонних мыслей. Как же возможно: только возжечь свечи – и сразу же уйти?! Задержитесь. Мысленно помолитесь перед иконой. Зачем вы пришли? Что вы хотите? Попросить за себя или за своих близких? Или поблагодарить Господа за благодеяния? В честь каких рабов Божьих вы оживляете огонь памяти? – Перечислите их имена. Что вы желаете им – здоровья, душевного покоя?..
Если свеча сгорает перед иконой, то в церкви, под ее сводом, вы стоите перед Богом. Никогда не забывайте об этом. Святые отцы дают такой наказ: «Ходи в храм, а по сторонам не любопытствуй. Смотри только на какой-нибудь образ, икону и молись сосредоточено. Храни также молитвенное внимание и во время церковной службы, а когда покидаешь святую обитель – сохраняй святость присутственного места».
Молитва – это не просто набор определённых слов, прочитанных особым речитативом. Это прежде всего труд.
Вы, наверное, сами замечали, как трудно сохранить внимание даже во время молитвы. Мысли почему-то всё время скачут, и думается о суетном (опять поссорился с близкими; как обидно, в магазине обсчитали; хорошо бы вечером прополоть грядки, и т.д., и т. п.) – поэтому священники, зная о человеческой слабости, и говорят о молитвенном внимании. Достигнуть его трудно, но возможно, если захотеть.
К молитве следует относиться бережно. Ее можно сквозь воздух, как сквозь воду, пронести, на Небеса взойти и стать близ Бога… Существует великое множество молитв: об устранении семейных неурядиц, размолвок и ссор, о любви и добром мире между супругами, об устранении вражды между родственниками, о помощи в бедности и в нужде, о помощи в бедах, печалях и скорбях, о благосостоянии детей в обществе и многие другие. Сейчас, как никогда, велик выбор православной литературы, и стоят книги недорого, и вам будут в помощь. Молитвы эти короткие и хорошо запоминаются. И как же возможно в храм, который любит молитву, входить без молитвы?!
Знаете ли вы, что из всех молитв самая чудесная – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (-ую)». Это и обет, и исповедание веры, и сердца очищение, и душ и телес врачевание, и милости Божьей кладезь, и Духа Святого подательница… Обходиться без нее – значит допускать грех небрежения страха Божия и благоговения перед Ним. Появлению такого греха способствуют неведение и леность. Обычно тело лечат лекарством, а душу исцеляют Словом Божьим. Небрежная, рассеянная молитва, неблагоговейное поведение в храме перед святынями, непочитание священного сана – всё это не поддерживает единения с Христом. Такие нерадивые люди могут лишиться и спасения. Правильно поступают те, кто не только искренне молятся, но и исповедуются у священника, причащаются и приносят покаяние. Благородны и те, кто отдаёт храму свои скромные дары – православные книги, брошюры, иконы, предметы церковной утвари, кто жертвует ещё вполне хорошую одежду для бедных, отдаёт свои скромные сбережения на благотворительность: кто не на словах, а на деле старается помочь храму.
В церковь не ходят за развлечением. Это, повторюсь, особый ритуал. Прислужница часовни как-то рассказывала: «К нам однажды зашёл мужчина и стал молиться. Но его молитва не была принята. Этому был дан знак. Это ошеломило всех присутствующих.
«Что же вы, мужчина, совершили такое, что отвернулись от вас?» – потрясенно спросила служительница. Но мужчина ничего не ответил. Тяжело посмотрел и вышел, но через некоторое время вернулся и спросил, в какие дни священник принимает исповедь.
«Конечно, сходите, – поддержали женщины, – кто исповедует грехи свои, от того отступаются они, если они, разумеется, не тяжкие».
Видите, как все непросто. Как же можно непочтительно, неблагоговейно относиться к священному сану? Священники и монахи, неустанно молясь, совершают настоящие подвиги, чтобы стяжать благодать Святого Духа. Только тогда у них появляются способности, которыми не обладают простые смертные. Это полная власть над своим телом, эмоциями, мыслями; дар видеть скрытое, то есть заглядывать в будущее, знать прошлое, читать мысли людей, видеть Божественных посланников. Такие чудеса творит Божественная Молитва. И надо всегда помнить об этом.
Элина Михайловна Воробьева
Фото: Валерий Теплов
Как вести себя в храме? Автор: Игумен Тихон (Полянский) Где бы мы ни находились, мы должны соблюдать определенные правила поведения. Эти правила могут существенно различаться, к примеру, в школе, на работе, на спортивных соревнованиях… Совершенно по-особому следует вести себя в храме.
О "злобных бабках в храмах" Автор: протоиерей Борис Балашов Какие же могут быть причины грубого поведения людей, работающих в храме?
Во-первых, это зависит от того, насколько настоятель следит за поведением работников в храме. К сожалению, это весьма сложно делать
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|