Автор: епископ Балашихинский Николай
Русская Церковь от начала своего бытия вверилась покровительству Божией Матери, но прошло два столетия, и праздник Покрова стал для верующего народа выстраданным, когда «светло праздновать» его стали повсеместно.
Ростов, XVI в.
На иконах праздника стали изображать не только непосредственных участников чудесного события во Влахернском храме, но и русских святых – об этом говорится в каноне праздника: «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными Апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолимся, Твоего покрова праздник в Российстей земли прославлыиия» (8 песнь канона).
Новгород, XVI в.
Москва, конец XVI в.
Свидетельством заступления Богородицы за Русь стало великое множество храмов, построенных в честь Покрова Богоматери – это построенный при святом Андрее Боголюбском храм Покрова на Нерли (1165 г.), Новгородский Покровский Зверин монастырь XII в. или Покровский собор в Москве, называемый обычно храмом Василия Блаженного, заложенный царем Иоанном Грозным в память взятия Казани: именно в праздник Покрова русские войска овладели городом.
Ко второй половине XIV в. сформировалось несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы, среди которых в качестве основных выделяют среднерусский и новгородский типы икон Покрова.
На иконах Владимиро-Суздальской Руси в иконографии Покрова видится связь с Боголюбской иконой Божией Матери, которая находилась в соборе Рождества Богородицы в Боголюбовом монастыре; с нее сделано множество списков, прославленных, как и она сама, чудотворениями.
Текст молитвы, помещенной на хартии, изображенной на иконе: Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой! Молю Тя, да пребудет Божественнная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит всегда на место, Мною избранное, – сходен по смыслу с молитвой Богородицы к Спасителю, приведенной в Проложном сказании: Царю Небесный, приими всякаго человека, славящего Тя и призывающаго имя Твое на всяком месте, идеже бывает память имени Моего, святи место сие и прослави Прославлыиаго Тя именем Моим, приемля их всяку молитву и обет. Молитвы этой в житии блаженного Андрея нет; составлена она русским автором, который вообще не связывал ее напрямую с влахернским чудом явления Богородицы. В Слове на Покров эта молитва, более распространенная и подробная, увязывается с влахернским чудом; в Слове Пахомия Логофета молитва еще более изменена и введено утверждение, что праздник Покрова был установлен в Византии.
Новгород, конец XV в.
Сходство текста на хартии Боголюбской иконы и молитвы Проложного сказания, а также постоянное упоминание в Службе на Покров о молении Богородицы к Спасителю позволяют предположить, что Боголюбская икона Пречистой и была древнейшим изображением нового праздника Покрова как моления Богородицы Спасу о людях Своих. Среднерусский извод Покрова известен с середины XIV в. Его основные особенности: Богоматерь Сама держит покров (что соответствует описанию видения в Житии блаженного Андрея); внизу в центре, на амвоне, изображается преподобный Роман Сладкопевец, творец кондаков в честь Богородицы. Его включение в композицию иконы – не иллюстрация самого видения блаженного Андрея (преподобный Роман жил несколькими столетиями ранее), это – обобщенный символ, подчеркивающий тему прославления Богоматери.
Вологда, XVI в.
Сольвычегодск, XVII в.
Типичная новгородская иконографическая схема Покрова следующая: в храме, представленном в разрезе, с видом на алтарь, над Царскими вратами представлена стоящая на облаке Богоматерь в позе Оранты. Над нею – покров, который поддерживают Ангелы. Над покровом изображен благословляющий Спаситель. В боковых частях алтаря – святители; как правило, это Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий; с другой стороны – Ангелы Господни. Ниже – обычно слева – изображены Иоанн Предтеча с развернутым свитком и апосто¬лы, справа – указующий на Богородицу и покров святой Андрей Юродивый и Епифаний с раскрытой книгой. К концу XVI в. Новгородский извод получил общерусское распространение. Постепенно происходило объединение двух главных изводов Покрова, появлялись существенные дополнения: Богоматерь представлена в позе Оранты, распростертый покров поддерживают Ангелы, над Ней в окружении Небесных сил изображен Иисус Христос. Рядом с Богоматерью находятся святые, расположенные по чинам святости, по сторонам – святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов со свитками в руках. Внизу на амвоне – преподобный Роман Сладкопевец, воспевающий Богородицу, по обычаю облаченный в стихарь с оплечьем, в руках у него – развернутый свиток с текстом сочиненного им кондака: «Дева днесь Пресущественного рождает...».
К иконографическим нововведениям XVI в. можно отнести изображения Константинопольского Патриарха Тарасия (784–806), борца с еретиками и защитника почитания икон Богоматери; а также императора Льва VI Мудрого, при котором произошло это чудо, и императрицы Феофании со свитой; иногда изображали стоящего на кафедре Патриарха Геннадия. К этому же времени относится также появление нового сюжета – «Явление Богоматери преподобному Роману Сладкопевцу»: в сонном видении преподобный получил от Пресвятой Девы свиток, проглотив который, обрел дар песнопения.
Новгород, XVI в.
Иконописцы на Руси внимательно и благоговейно старались изобразить не только существенные детали литературных первоисточников, но и включенные в сюжет изображения святых. Все они не случайны: для богомольца – участника праздника, взирающего на икону, каждая ее деталь спасительна. Воспроизводя событие, икона дает возможность зрителю-богомольцу принять в нем участие, поскольку не прекращается небесное покровительство Преблагословенной Девы Марии роду христианскому.
Покров, начало XIX в.
Покров, около 1820 г.
Покров, начало XIX в.
Список использованной литературы:
1. Антонова В.И., Мнева Н.А. Каталог древнерусской живописи ГТГ. М., 1963.
2. Житие Андрея Юродивого // Византийская библиотека. Источники. СПб., 2001.
3. Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. С вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873.
4. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Ч. 2. Пг., 1915.
5. Сергий, архиепископ Владимирский. Святой Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. СПб., 1898.
6. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. II-III. М., 1997.
7. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV вв. М., 1976.
8. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV в. М., 1982.
Источник: mepar.ru
Покров Пресвятой Богородицы
Автор: протоиерей Борис Балашов
Те, кто обращался к Божией Матери и получал от Нее помощь, знают, насколько мы Ей близкие, родные - мы, грешные люди, совесть которых обременена и помрачена многими и многими грехами. Но как же мы можем обращаться к Ней и получать Ее помощь? Ведь грех и святыня несовместимы…
Покров Пресвятой Богородицы
Автор: протоиерей Алексий Тюков
Есть и еще одно возможное объяснение того, почему явление Покрова не нашло такого отклика в Византии, как на Руси. Греки могли попросту не отделять это событие от главного чуда во Влахернском храме, где сохранялась риза, пояс и мафорий Пресвятой Богородицы. Для наших же предков самое большое значение имело явление Пресвятой Богородицы с омофором в руках.
Установление праздника в честь чудесного явления отмечено в русском Прологе XII в.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|