Автор: протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское Московской области
21 сентября Церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Рождение Ее, как поется в тропаре праздника, возвестило радость всей вселенной, потому что, благодаря Ей, над всем человечеством воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, Который даровал всем нам возможность благодатно обновить свои души и стяжать вечную жизнь в Его Небесном Царстве.
Мозаика монастыря Хора, Константинополь
Ежедневно в мире рождаются сотни тысяч новых людей, и сотни тысяч сходят в могилу, так и не успев начать жить, так и не поняв, для чего они пришли в этот мир, или поняв слишком поздно. Впрочем, из тех, кто это понял, далеко не всем удается свое призвание осуществить.
А рождаемся и живем мы не для себя и не для близких наших, а прежде всего для Бога. Но что это значит – жить для Бога? Церковь Христова отвечает на этот вопрос скорее не рассуждениями, а образами, примерами. Она указывает нам на святых, призывает помнить о них, размышлять об их жизни и идти вслед за ними. Каждый день церковный календарь предлагает нам молитвенно обратиться к памяти того или иного угодника Божия, чтобы снова и снова сверить свою жизнь с правдой Божией, просиявшей в их жизни.
Но особенно дорого для нас имя Той, Кого мы называем Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицей нашей Богородицей и Приснодевой Марией. 21 сентября – Ее Рождество. И для нас, православных, это то же, что день рождения Матери. Не только Матери Богомладенца Христа, но и нашей Матери.
Когда священник совершает таинство Крещения, в начале его он осеняет крещаемого крестным знамением, читает молитву о наречении имени, а затем с пением тропаря «Радуйся, благодатная Богородице Дево…» благословляет его иконой Божией Матери и дает приложиться к ней. В этот момент совершается его усыновление Богородицей. Ведь крестившись, мы становимся братьями и сестрами во Христе, а значит, Мать Христа становится и нашей Матерью.
Основание этому утверждению мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Иисус Христос умирал на Голгофском Кресте, рядом с Ним были Его Мать и любимый ученик, Иоанн. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 26–27). Эти слова, как мы верим, относятся не только к апостолу Иоанну Богослову, но и ко всем ученикам Его. В лице Иоанна Господь благословляет всех христиан быть сынами и дочерьми Девы Марии, а Ее – быть нашей Матерью.
Богородице посвящено много праздников. Но этот, который мы готовимся праздновать, – день Ее Рождения, день Ее прихода в этот мир. Мы вспоминаем о непростых обстоятельствах этого прихода, о том, что у родителей Ее, Иоакима и Анны, не было детей много лет, о том, как болезненно переживали они свое бесчадие, которое по тем временам воспринималось окружающими как нечто не только прискорбное, но и позорное. Ведь тогда в детях прежде всего видели благословение Божие, и наоборот, отсутствие их означало в глазах окружающих богооставленность, гнев Божий.
Как поверхностны бывают люди в своих суждениях! Первосвященник в Иерусалимском храме отказался принять из рук Иоакима жертву Богу. Ты, дескать, недостоин, потому что не оставил потомство Израилю. Служанка жестоко ранит Анну укором. Ты, мол, хоть и госпожа, да детей у тебя нет; а я хоть и рабыня, да зато у меня дети. Ах, если бы знали они – и первосвященник, и рабыня, и многие другие – какое Дитя родится у этой четы! Какую любовь имеет Господь к тем, кто казался людям безнадежно отвергнутым Им.
Кому-то из святых бывает посвящен в нашем календаре один день памяти. Кому-то – два и даже больше. Но Иоакима и Анну, родителей Девы Марии, мы вспоминаем ежедневно. Каждый раз, заканчивая службу, священник, перечислив дневных святых, завершает их перечень поминанием «святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны». И это понятно. Ведь если каждый человек – дар Божий миру, то им Господь вверил принести в мир самый прекрасный, самый великий дар. Впрочем, Самой Марии предстоит принести в мир дар еще более великий. Она станет Матерью воплотившегося Бога, а в Нем – и каждого из нас, христиан.
Рождество Пресвятой Богородицы
Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд)
Прекрасное благословение обещает праведнику Ветхий Завет, но если мы внимательно присмотримся ко всем этим благословениям, то окажется, что эти благословения - земные, для прекрасной и счастливой земной жизни. А когда начался Новый Завет, то иные обещания изрек Господь Бог
Из истории иконографии Рождества Пресвятой Богородицы
Автор: епископ Балашихинский Николай
Древнейшие из дошедших до нашего времени изображений Рождества Пресвятой Богородицы (в византийском искусстве) относятся к IX в. На Руси сцена Рождества Богородицы встречается уже в росписях собора Святой Софии в Киеве — это фрески придела свв. Иоакима и Анны
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|