Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Солнце Правды (вторая неделя Великого Поста)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 21.12.2024, 21:35 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Солнце Правды (вторая неделя Великого Поста)

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Христос говорит, что никто не зажигает светильника, чтобы поставить его под сосудом, но на подсвечник, чтобы он светил в доме (Мф. 5, 15; Мк. 4, 21; Лк. 8, 16; 11, 33). Но говорит Он это не о свечах и лампах, а о Своих учениках, апостолах, и о нас, и о Самом Себе, потому что Он - Солнце Правды, Свет Истины. Конечно, Солнце Правды - это образ, говорящий об источнике истины и правды в мире, сотворенном Богом.

Во всех притчах и образах есть некий смысл первостепенной важности, его мы принимаем. А остальное, то есть то, что не относится к духовному смыслу притчи, так сказать, ее внешнюю оболочку, мы отбрасываем.

Мы говорим о Христе: Солнце Правды... Физическое солнце светит на землю, дает жизнь всему, что есть на земле. Так и Сын Божий является Источником Любви и правды, пробуждая в людях добрые чувства и светлые мысли, помогая совершать им праведные дела.

Солнце Правды (вторая неделя Великого Поста)

Вспомним Фавор, Преображение Господне. Христос молился. Рядом были ученики, они заснули той ночью, а когда внезапно пробудились, увидели яркий Свет, в этом Свете - Христа, Моисея, который был погребен за много веков до этого события, и Илию, который тоже жил давно, но смерти не видел, а был живым взят на Небо. Фаворский Свет светил так сильно, что одежды Христа казались ярче снега, который искрится на солнце и слепит глаза. Таким было все вокруг, и апостолов этот Свет как бы ослепил, но им было так хорошо в этом Свете, что они мечтали продлить этот миг. Вокруг была еще ночь, где-то внизу пастухи охраняли свои стада, воины стояли на страже, где-то там, под горой, остались остальные апостолы - здесь было только трое, но никто из апостолов, кроме этих троих, Света не видел.

Церковь воспевает Христу: Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный. Свет Божества присносущный. Это не свет чудесной звезды, это не солнечные лучи - Свет Христов неразрывен с Ним. Вместе с этим Светом нераздельно приходит Сам Христос. Свет есть Он Сам. Поэтому приятие благодати есть приятие Христа.

Мы все знаем молитву Царю Небесный... С этой молитвой мы обращаемся к Богу и тогда, когда начинаем какие-либо добрые или важные дела, и тогда, когда нуждаемся в помощи. Но на самом деле: о чем мы молимся? Какие там слова? Прииди и вселися в ны - то есть в меня, в нас. О чем мы просим? Помоги и иди дальше? Нет! Приди и будь со мной, чтобы я с Тобой мог делать все: устраивать свою жизнь, трудиться, что-то совершать, спасаться.

Григорий Палама, чью память мы празднуем в неделю вторую Великого Поста, защищал древнее воззрение Церкви, что благодать Божия - это Сам Бог.

Что для нас самое главное в жизни духовной? Это, конечно, то, что, молясь, постясь, делая добрые дела, участвуя в Церковных Таинствах, мы не только получаем от Бога некие богатства духовные, мы Его Самого принимаем и с Ним соединяемся. Чтобы быть с Ним всегда, нужна молитва. Не может любящий не говорить с любимым - это ему дорого, это ему важно, это ему нужно! Не может любящая Бога душа не говорить с Ним!

Конечно, когда мы имеем в виду беседу с Богом, мы подразумеваем сразу две вещи: молитву и чтение Божиего Слова.

Молитва нас с Ним соединяет, она раскрывает нас Ему, устремляет к Нему. А Он, Любящий, всегда открыт нам, всегда обращен к нам. И молитва, утренняя ли, вечерняя ли, каноны ли, правила, которые мы читаем, крайне важны для нас. Мы не всегда можем взять в руки молитвослов, не всегда есть для этого время и место, но молиться мы можем всегда. Есть прекрасная древняя молитва - Иисусова молитва, которая при всей своей краткости настолько глубока, что содействует единению со Христом.

Сейчас среди новообращенных в веру людей есть такая болезнь "неофитства": они сразу хотят стать взрослыми. В этом они подобны малому ребенку, который говорит: "Я уже большой, я не маленький", - и очень обижается, если с ним по-прежнему обращаются, как с маленьким. Так и в духовной жизни. Походит человек в церковь год, два, три и сокрушается: "Почему у меня непрестанная молитва не идет?" Я думаю: "Ну что ты такое говоришь? Подвижники всю свою жизнь этому отдали, чтобы молитва доходила до Бога, а ты только начал и уже - непрестанная молитва... Ты только на первую ступеньку лесенки ступил и удивляешься: почему уже не на небе?"

Человеческие отношения развиваются не сразу, а отношения с Богом - тем более. Человек молится, а мысли разбегаются, разлетаются. Мешают соседи? Да нет! Грехи мешают. Это же какое громадное усилие необходимо, чтобы на молитве сосредоточиться! И не надо сокрушаться, что ребенок в первом классе читает по слогам. Если он сейчас читает по слогам со старанием, то через некоторое время научится читать лучше. Он сможет через некоторое время и бегло читать. Так и в духовной жизни, только все намного сложнее. В школе человек просто запоминает информацию, а здесь необходимо душу свою преображать, шаг за шагом продвигаясь к Богу. И молитва созревает вместе с созреванием души. Это, конечно, не означает, что человек не должен заставлять себя молиться, молиться с трудом, преодолевая искушения. Это не значит, что такая молитва не нужна, не важна. Очень даже важна и ценна. У человека не получается, но он старается. Как и у школьника: не получается задача, а он часами сидит и все же задачу решит. Пусть он потратит пять часов на задачу, которую отличник решит за две минуты, но он сам ее решил, и его труд очень важен. Так же и в духовной жизни.

Иисусова молитва звучит так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Правда, может она произноситься и несколько иначе: не помилуй мя, а милостив буди мне, грешному. Это очень короткая молитва. Ею сейчас многие пытаются молиться, рвутся в бой - и неудача... Почему? Потому что молиться надо с умом. Молитва - это путь к Богу. А любая дорога таит в себе опасности. И путь к Богу тоже таит в себе опасности, потому что на этом пути нас подстерегают злые силы: и наши грехи, и бесы, которые мешают нам молиться и пытаются нашу молитву ослабить, исказить, а то и еще хитрее - подменить.

Что значит "подменить"? Вроде бы ты читал те же молитвы, а молитва твоя к Богу не шла. Берется человек читать молитву - и ругает кого-то одновременно, обижается на ближнего своего. Такая молитва будет ползать по земле и к Небу не поднимется. К примеру, может ребенок взять лук и стрелу. Если легкую стрелу возьмет, она полетит. А если железный прут? Да сколько ни стреляй, такая "стрела" ввысь не поднимется. Так же и молитва. Когда она тяжела от греха, зла, обид, она к Богу не идет, сколько бы хороших слов ты ни говорил.

"Господи!" - это не просто Бог, это мой Бог! И когда я говорю "Господи!", я обращаюсь к Нему. Если я, не понимая этого, призываю Имя Его несколько раз просто так, значит, я не подумал, что Он будет каждый раз отзываться, когда я Его позову.

Есть такая старая притча: один пастух решил пошутить, бежит и кричит: "Волки, волки!" Ну, люди прибежали, спрашивают, где же волки? Пастух отвечает: я пошутил. Второй раз кричит: "Волки, волки!" Прибежали люди, а волков нет. А в третий раз волки на самом деле напали, но никто не пришел ему на помощь - ему не поверили. Так же несерьезно поступаем и мы, говоря: "Господи, Господи!" Нельзя говорить "Господи!" просто так. Мы обращаемся к Богу, к Божией Матери, к святым, и это не именительный падеж, это падеж звательный (был такой в древнерусском и славянском языках): "Отче!", "Мати Божия!", "Отче Николае!", "Богородице Дево!" и т. д. Мы не просто называем, но, обращаясь к Ним, призываем Их. Говоря: "Господи!", мы зовем Его. Мы зовем, зовем, а Он не идет к нам - потому что мы несерьезны, потому что не понимаем, что и зачем мы говорим. Ведь Кого мы зовем? Господа Иисуса Христа - Бога, Который пришел на землю с именем Иисус, пришел как Христос - Помазанник Божий, Спаситель. И о чем же мы просим: помилуй мя, грешного! Значит - не дай мне погибнуть. А какому мне, грешному? Мне, грешному, дай милость Твою, я не о других говорю, я о себе говорю: я грешен, я прошу у Господа отпущения своих грехов, милости Его прошу. И если человек молится так, о чужих грехах не думает, не видит их, видит только свои грехи, его молитва доходит до Бога.

Почва духовная в наше время скудная, поэтому и травка-то растет слабенькая, но она растет, понимаете?! И древние подвижники говорили примерно так: "Люди в последние времена не будут достигать тех духовных высот, как мы, но они будут чисты перед Богом, потому что они много стараний будут прилагать в своей духовной жизни и получат то, что будет для них драгоценно, что большим трудом и стараниями достигнуто".

Божия благодать уже действует в мире, нам надо много трудиться, чтобы быть достойными принять ее. Фаворский Свет, который был явлен ученикам, просвещает незримо и наши сердца. Ведь какие дивные слова священник произносит во время Литургии Преждеосвященных Даров, осеняя молящихся свечой: Свет Христов просвещает всех! А свеча эта взята с Престола, от Евангелия! Это символично: благодать Божия несет нам Самого Христа.

И мы просим: "Приди, Господи, ко мне. Будь в моей душе! Убереги меня от греха. Пойди к соседям и спаси их и ближних наших!" И это соединяет нас со Христом, потому что здесь, в Церкви, мы не просто совершаем некие обряды, не просто что-то от Бога получаем - мы получаем Его Самого. И Бог к нам всегда приходил, приходит и будет приходить, только бы наше сердце было готово Его принять.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке".
"Христианская жизнь". Клин. 2009

Фото: Екатерина Шеко

Побеждающему дам вкушать от древа жизни
Бог... Какой Он?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (26.02.2010) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3089
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz