Автор: протоиерей Борис Балашов
Новый богослужебный церковный год начинается с 1 сентября по старому стилю. В своем богослужении в течение года Православная Церковь не только раскрывает верующему человеку смысл и историю спасения человеческого рода, но и ведет православного христианина к духовному обновлению и преображению.
Человек сотворен Богом как Божий образ, как существо, которое способно стать похожим на своего Создателя. Человеческая личность предназначена для бессмертия. В земной жизни даже в самых хороших людях мы видим смешение света и тьмы, ведь грех исказил человека, лишил его первозданного, чистого, райского состояния.
Грех вошел в земную жизнь через злоупотребление свободой. Но как человек добровольно поработил себя греху, так же добровольно он должен выйти из этого плена, освободиться от рабства греху, дьяволу и смерти и стать свободным для вечной жизни.
Однако люди оказались неспособными разорвать этот порочный круг. Поэтому Бог, сотворивший мир и Свое высшее творение – человека, задумал Сам стать Человеком, чтобы даровать людям свободу, вырвав их из цепких лап греха и смерти.
Для осуществления плана спасения человеческого рода Господь избирает престарелых и бездетных праведников Иоакима и Анну, которых уже в старости благословляет родить Дочь. Через Нее в мир придет Сын Божий.
Первый двунадесятый праздник (один из двенадцати великих) – Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие полагает начало нашего спасения.
Родившейся от Иоакима и Анны скромной юной девушке была доверена великая миссия – стать Матерью Божией, Небом, которое вместит Невместимого. Когда Дева Мария приняла благую весть от ангела и ответила: Я «Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38), – случилось непостижимое: Сын Божий во чреве Девы Марии с Ее согласия стал Сыном Человеческим. Через положенное время Богомладенец родился в Вифлееме. Люди не нашли другого места для Бога, кроме пещеры – стойла для скота.
Сын Божий Иисус Христос открывает путь к вечной жизни – Свое Евангельское учение. Он сразился со смертью и дьяволом, принял смерть на Кресте и ею победил человеческую смерть, и ад, и силу дьявола, а Своим Воскресением открыл путь к воскресению всем людям. Со Христом воскресает и обновляется человеческая душа, чтобы могло воскреснуть во славе человеческое тело. Однако мало знать путь к бессмертной жизни – Евангелие, надо выполнять все, что там заповедано, а для этого у человека, искаженного грехом, не хватает сил.
В тропаре праздника Преображения мы воспеваем, обращаясь к Богу: «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Человеку надо преобразиться. Ему нужно увидеть этот Божественный нетварный свет и приобщиться к нему, насколько он может его вместить. Церковь очищает сердце человека от страстей, уча его исполнять волю Божию, преобразуя весь его внутренний мир, всю душу. На десятый день после Вознесения Бог посылает Духа Святого.
Основывается Церковь, чтобы мы – члены Церкви – этим Духом исполнялись, освящались и шли ко спасению. Благодать Духа Святого – это «закваска», с её помощью преображается весь внутренний мир человека, который может стать богоподобным. Цель ниспослания Духа Святого – приведение человека к святости. Поэтому воскресенье после празднования дня Святой Троицы посвящается празднованию памяти всех святых. Итогом человеческой жизни должна стать святость. Святость учеников Христовых показывает путь к святости человека, и наиболее ярко эта святость видна в лике Божией Матери.
Тайну Пречистой Девы-Матери приоткрывает нам Евангелие: мы находим в нем объяснение, как Она, поистине райский человек, достойный столь близкого общения с Богом, достигла той высоты, на которой явился первозданный человеческий образ. Когда в Евангелии говорится о словах и действиях Иисуса Христа, то указывается, что Божия Матерь «сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк. 2, 51).
Во время молитвы в церкви мы обращаемся к Божией Матери: «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим…» Она – Богородица – стала выше всех сил ангельских.
Спаситель указал нам, что выше кровного родства – родство духовное, которое основано на слышании и исполнении слова Божия. Человек, вникающий в слова Божии и исполняющий их, становится Христу близким, родным. Такой всегда была Божия Матерь, родная Ему не только телесно, но и духовно.
Приняв веру в Евангелие, став членом Церкви, душа Богородицы расцвела прекрасным цветом. Поэтому и конец Ее земного жития мы называем не смертью, а Успением. Она уснула здесь, чтобы пробудиться там, в жизни вечной.
Богородица – член Христовой Церкви, поэтому через Христа Она – родная всем нам.
В общении с Богом Пречистая Дева смогла достигнуть вершины святости. Это путь, которым должны идти мы все.
Успение Пресвятой Богородицы – это великая радость для христиан, потому что мы празднуем победу жизни над смертью, победу святости над грехом. Пречистая Дева Мария достигла вершины святости в единении со Своим Творцом и величайшей христианской высоты, обновившись Духом Святым. Переход Божией Матери в мир райский показывает, для чего мы живем, куда идем.
Искренне участвуя в богослужебной жизни православного прихода, христианин вместе с Церковью проходит весь год, духовно приобщаясь к священным событиям, всё более пропитываясь духом Евангелия.
Еще через год жизни вроде бы мы возвращаемся к исходной точке, однако, если мы духовно активно жили вместе с Церковью, то оказываемся уже на «другом этаже», поднимаясь, как по винтовой лестнице, к Царству Божию. Наш внутренний мир постепенно оживает и сродняется с Богом.
Так мудро Православная Церковь ведет своих чад к бессмертной жизни и спасению.
О почитании Пресвятой Богородицы
Автор: святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
В утренней молитве к Пресвятой Богородице мы говорим: "Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати". Конечно, единственный источник благодати - только в Триедином Боге, и Пресвятая Богородица может изливать на нас не Свою собственную благодать, а только избытки благодати, получаемой Ею от Духа Святого. И этот избыток так велик, что его хватит на всех христиан, с верою молящихся Ей.
Иконография Пресвятой Богородицы. О ранних иконах Богоматери на Руси
Автор: Епископ Балашихинский Николай
Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед покло-няющимися волхвами"
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|