Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Русские протестанты и их отношение к водному крещению. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 23.11.2024, 11:37 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Русские протестанты и их отношение к водному крещению. Часть 2

Автор: протоиерей Борис Балашов

Один баптистский дьякон, выпускник Московской семинарии евангельских христиан-баптистов, объяснял мне протестантское понимание крещения в образе обручальных колец, которые одевают при бракосочетании супруги: сами кольца для брака ничего не дают, но они свидетельствуют о нем.

Некоторые служители протестантских общин понимают, что с таким осмыслением крещения они зашли в тупик. Приведем выдержку из книги магистра богословия дьякона Омской церкви ЕХБ Константина Прохорова «Опыт отечественного евангельского богословия»: евангельским христианам-баптистам «либо следует согласиться со спасительностью водной купели (и тогда весь наш пафос в пользу крещения будет хорошо обоснован), либо нужно признать совершаемое в общинах ЕХБ крещение по вере благочестивым ритуалом, более или менее значимым обрядом, который, впрочем, едва ли чем отличается от многочисленных символических богослужебных (обрядовых) действий в исторических церквах.

Столь трудный выбор встал перед нашим братством не вдруг. Уже достаточно давно традиционная опора на неубедительно переведенный в Синодальной Библии текст из 1 Пет. 3, 21, о том, что “крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести” ставит любого новообращенного в баптистской общине в богословском смысле в сомнительное положение самоуверенного человека, с легкостью обещающего Богу нечто очень важное, но едва ли находящееся в его, человека, власти. Куда надежнее смиренно молить Господа, ясно осознавая, что все духовные блага мы получаем лишь от Него. При всем этом, баптистами еще и почему-то напрочь игнорируется окончание стиха 1 Пет. 3, 21 (в данном случае переведенного, кстати, абсолютно верно): (крещение) ...спасает (σώζω) воскресением Иисуса Христа. Итак, смысл библейского текста в оригинале – скорее, в испрашивании у Бога доброй совести в момент крещения и в обретаемом при этом благодатным образом спасении в нашем воскресшем Господе Иисусе Христе. В баптистских церквах же, в силу установившейся традиции, данный стих толкуется как своего рода “торжественное обещание” (если не сказать “клятва”), что, по сути, и есть обрядовое действие, а на слово “спасает” мы, увы, и вовсе часто закрываем глаза. Дескать, всем известно, что “крещение не спасает”, спасают – вера и покаяние...

Где же выход из этого затруднения? Неужели действительно крещение у баптистов “безблагодатно”, и нам остается лишь формальный ритуал, в котором мы утешаемся тем, что “уже спасены” при покаянии (несколько месяцев, а иногда и лет, назад)? Разумеется, здесь мы можем вспомнить о том, что крещение “символизирует духовное очищение”, “символизирует покаяние и прощение грехов”, что это “знак”, “печать” Божьей благодати, или даже “символ спасения”, как утверждают известные протестантские авторы систематики, однако проблема при этом отнюдь не снимается, поскольку все это – лишь внешняя сторона дела». 28

О форме совершения крещения у русских протестантов дьякон Омской церкви ЕХБ Константин Прохоров пишет так: «Характерно, что баптисты при крещении погружаются в воду один раз (а не трижды, как большинство христианского мира), чем подчеркивается тот факт, что умереть можно лишь однажды. Это однократное полное погружение совершается во имя Святой Троицы». 29

Аналогично евангельским христианам-баптистам оценивают водное крещение и пятидесятники (христиане веры евангельской): «Таинство крещения символизирует Христову смерть за нас и нашу смерть для мира и союз с Ним (6, 3–5; Кол. 2, 12)… Крещение символизирует наше вхождение во Христа и новую жизнь вместе с Ним через возрождение… Так как крещение связано с новым рождением, нам необходимо однажды креститься…» 30

Обращаясь к вероучительному документу «Основы вероучения церкви христиан веры евангельской (пятидесятников)», являющемуся декларацией веры российских христиан веры евангельской, которая «принята Генеральной конференцией РОСХВЕ 11 октября 2011 года», 31 мы видим изложение веры пятидесятников. В нем сказано:

«4. Мы верим, что по вере в жертвенную смерть и воскресение Иисуса Христа каждый человек получает прощение грехов и вечную жизнь, рождается заново (свыше), становится дитем Божиим и получает дар Святого Духа.

5. Мы верим, что каждый, кто покаялся и уверовал в Христа, должен вступить в завет с Господом через водное крещение». 32

В понимании пятидесятниками водного крещения нет связи между ним и прощением грехов, рождением свыше, усыновлением Богу и получением дара Святого Духа. Таким образом водному крещению не придается смысла таинства духовного рождения, прощения грехов и усыновления Богу. Все Божии дары уже получены по вере человека, а водное крещение является вхождением «в завет с Господом», то есть некоторым актом свидетельства о своей вере.

В «Новостях РОСХВЕ» от 15.08.2013 г. объясняется: «Водное крещение – это обещание Богу доброй совести. Погружением в воду человек свидетельствует, что обещает Богу добрую совесть» 33/sup>

Пятидесятники вместе с другими русскими протестантами, о которых мы говорим в этой статье, видят «в крещении символ спасения, так как само спасение происходит только по вере в Иисуса Христа…»34/sup>

Таким образом, водное крещение у христиан веры евангельской имеет только символическое значение, а отнюдь не значение таинства духовного благодатного рождения христианина, то есть не является тем, что православные христиане считают Таинством и священнодействием.

Обращаясь к «Основанию веры церкви христиан адвентистов седьмого дня в России и СНГ», мы читаем:

«Крещение – это Божие установление, посредством которого мы исповедуем нашу веру в смерть и воскресение Иисуса Христа, а также свидетельствуем, что мы умерли для греха и теперь стремимся к обновленной жизни. Таким образом, мы признаем Христа Господом и Спасителем и становимся частью Его народа после принятия в Члены Его Церкви. Крещение – это символ нашего единства со Христом, прощения грехов и принятия Духа Святого. Обычно крещение совершается после того, как человек наставлен в Священном Писании и заявил о том, что принимает Его учение. Он должен также подтвердить свою веру в Иисуса Христа и искренно раскаяться во грехах. Крещение совершается посредством полного погружения в воду…

Крещение – это приобщение к праведности Христа, причастником которой может стать каждый… Христос повелел креститься каждому, кто желает стать частью Его Церкви, Его духовного царства. И когда через служение учеников Дух Святой приводил людей к покаянию и они принимали Иисуса как своего Спасителя, им необходимо было креститься во имя Триединого Бога. Их крещение свидетельствовало о том, что они вступили в личные отношения со Христом и решили жить в согласии со всеми принципами Его царства благодати… Грехи верующего омыты не водою, в которой совершается крещение, а кровью Христа. Крещение, подобно послушанию Ноя, вошедшего в ковчег, является «обещанием доброй совести Богу». Когда человек по благодати и силе Божьей дает обещание, спасение воскресением Иисуса Христа становится для него действенным». 35

Водному крещению, согласно этому вероисповедному документу, адвентисты придают символическое значение вхождения в Церковь, приобщения праведности Христа и свидетельства о своей вере. Но водное крещение не производит благодатного очищения человеческой души, а является «обещанием Богу доброй совести» (как об этом мы уже говорили выше).

«Крещение символизирует распятие прежней жизни. Это не только духовная смерть, но и духовное погребение». 36 Казалось бы, в этих словах мы увидели в крещении некоторое благодатное действие, но, чтобы так нельзя было подумать, сразу говорится о том, что крещение только символично.

«Крещение указывает (выдел. авт.) не только на возрождение или рождение свыше (см. Ин. 3,3-5), но и на вступление человека в духовное царство Христа. Соединяя верующего со Христом, крещение становится дверью в Церковь. 37

Анализируя эти слова, опять видим, с нашей позиции, непоследовательность. С одной стороны, кажется, следовало бы адвентистам сказать о действенной стороне крещения, раз оно соединяет «верующего со Христом», но схематическое богословское мышление опять заставляет говорить о символизме крещения.

«Готовность кандидатов к крещению определяют служители. Они должны убедиться в правильном понимании принципов, исповедуемых Церковью, засвидетельствовать о рождении свыше и о радостном опыте в Господе Иисусе Христе» 38

То есть водное крещение не является, по взглядам адвентистов, Таинством «рождения свыше», оно происходит по вере до крещения.

Этот принцип четко декларируется: «Принятие в члены Церкви следует за “рождением свыше”, а не за появлением на свет…

Христос предусмотрел два обряда: крещение и Вечерю Господню. Обряд – священное таинство, но не в смысле магического действия (лат. opus operatum), которое само по себе дает благодать и несет спасение. Крещение и Вечеря Господня являются священными лишь в том смысле, что они подобны присяге (лат. sacramentum), которую принимали римские воины, обещая подчиняться полководцам до самой смерти. Эти обряды предполагают обет полной преданности Христу». 39

Снова и снова утверждения чисто символического значения крещения. Но вот совершенно оригинальным является мнение о возможности повторного крещения даже самих адвентистов: «В Писании мы не находим каких-либо возражений против повторного крещения тех, кто нарушил завет с Богом, совершив тяжкий грех или отступив от веры, а затем пережил новое обращение и желает обновить свой завет». 40

Такое понимание водного крещения у адвентистов лишний раз подтверждает, что это «таинство» имеет только символическое значение, но не является таинством духовного рождения человека и его усыновления Богу.

Протоиерей Борис Балашов

Окончание статьи

Начало статьи

Сноски:
28. Прохоров К. Опыт отечественного евангельского богословия. СПб.: Титул, 2009. С. 28–29.
29. Там же. С. 44.
30. Нельсон П.К. Библейские истины. Минск: Белприст, 1997. С. 50–51.
31. Основы вероучения христиан веры евангельской (пятидесятников). www.cef.ru
32. Там же.
33. Новости РОСХВЕ от 15.08.2013. Обещание доброй совести. www.cef.ru
34. Там же.
35. Основание веры Церкви христиан адвентистов седьмого дня в России и СНГ. http://adventist.ru.
36. Там же.
37. Там же.
38. Там же.
39. Там же.
40. Там же.

Фото: pelasuapalavra.blogspot.ru



Что значит: быть христианином?Что значит: быть христианином?
Автор: Ирина Филиппова
Человек в церковь ходит, молится, верует, исповедуется, причащается, посты соблюдает - в общем, старается жить по-христиански. Достаточно ли этого? У католиков этого было бы достаточно. У православных - нет.



ПрикосновениеПрикосновение
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Входя в храм, мы осеняем себя крестным знамением, совершаем поклон, а затем идем к иконе праздника, лежащей на центральном аналое, и целуем ее. Затем целуем и другие иконы, а если в храме есть святые мощи, то в первую очередь - их. Зачем это нужно? Что означает для нас прикосновение к святым иконам, мощам, а в конце Литургии - к напрестольному кресту? Какой смысл в действиях, которые не все принимают?




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (12.08.2014) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2581
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz