Автор: протоиерей Борис Балашов
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, пророчески говоря о будущей полной и окончательной победе Богочеловека Иисуса Христа после Второго Пришествия, пишет: И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь (Откр. 12, 10).
Таким образом, Священное Писание называет дьявола не только первым человекоубийцей (см. Ин. 8, 44), но и первым клеветником.
Бог, создавая человека по Своему образу, поставил ему цель: уподобиться Богу - стать подобием Божиим (см. Быт. 1, 26-27). Искушая человека, дьявол клевещет на Бога Творца: Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их (запретных плодов дерева познания добра и зла), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5). Первый клеветник возводит на Бога ложное свидетельство, представляя Его в глазах человека коварным завистником. Все дьявольские слова наполнены ложью. Но человек внял им, и это привело к грехопадению, а вслед за этим - и к неисчислимым бедам для всего человечества.
Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). По этой причине никакая ложь, а тем более клевета, не может быть совместима с Вечной Жизнью. Более трех тысячелетий назад прозвучал голос Божий на Синае: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16).
Кто является для нас ближним? Только ли наши родственники? Или, может быть, друзья и знакомые? Обратимся к евангельским словам. По смыслу притчи о милосердном самарянине ближним для христианина является не только оказавший ему милость, но и всякий человек, которого Господь ставит на его жизненном пути (см. Лк. 10, 25-37).
"Возводить ложное свидетельство" - звучит не совсем понятно. Можно выразиться и иначе: клеветать, говорить неправду, ложь о ком-то, сплетничать, несправедливо обвинять. Где бы это ни происходило: в суде, с друзьями, в семье - это всегда является повторением дьявольской лжи и смертным грехом.
Преступления против девятой заповеди Божиего закона люди совершают постоянно, причем часто сами не считают это грехом. "Ну, подумаешь! Это ведь все только слова. Мы же ничего плохого не сделали!" Так они думают, но вот Бог считает иначе, о чем и сказано в девятой заповеди. И оценивает Он нас не в соответствии с нашими собственными мыслями о справедливости, а по Своей правде и любви.
Поэтому, если мы не хотим на самих себе испытать отвержение Божие, следует не только уходить от открытых лжесвидетельств, но и быть очень осмотрительными в обыденных суждениях и разговорах. Даже участвуя в сплетнях или пересказывая чужие слова, мы можем неосознанно оказаться нарушителями Божией заповеди. И наши оправдания, что мы это сделали не нарочно, а по незнанию, вряд ли будут убедительны перед лицом Божиим. Ведь и совершившего убийство неумышленно, по неосторожности, не оправдывает даже земной суд.
Все мы и в детстве, и в школьном возрасте, и в зрелые годы неоднократно испытывали сильную душевную боль от беспомощности против клеветнических обвинений в свой адрес. При этом мы и сами причиняли другим такую же боль, возводя или поддерживая несправедливые обвинения. Начинается это с детства, с мелочей. Часто по трусости, иногда по злобе, мы указываем на других, будучи виноваты сами. В детстве эти ситуации не очень значительны: "Кто съел конфеты?" или "Кто разбил чашку?" Мы вырастаем - с нами растут и размеры лжи.
Еще страшнее, когда мы стремимся кого-либо напрасно опозорить или обвинить. Из-за несправедливых обвинений могут происходить не только большие неприятности, но и жизненные трагедии: люди теряют работу, попадают в тюрьму, совершают самоубийства, у них распадаются семьи…
Если на земле от нас незаслуженно пострадают другие, то нас не только ожидает справедливая расплата за наши грехи в вечности, но, скорее всего, это начнется уже и в земной жизни: Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3, 10).
Фото: my-ivanovo.ru
Восьмая заповедь: не кради Автор: протоиерей Борис Балашов Разберем этот евангельский отрывок.
Во-первых, Иуда брал для своих нужд чужие деньги - классический пример воровства. Во-вторых, он злоупотреблял своим положением казначея апостольской общины, присваивая деньги, которые должен был употреблять на другие цели. В-третьих, средства, присваемые Иудой, были пожертвованы во имя Божие и, следовательно, являлись Божиим достоянием, находясь в пользовании общины Христовых учеников. Такой грех - присвоение собственности Христовой Церкви, посвященной Богу и принадлежащей Ему, - называется святотатством. Слово "тать" на церковнославянском языке означает "вор".
Шестая заповедь: не убивай Автор: Протоиерей Борис Балашов Что же запрещает эта шестая заповедь Божиего закона? Лишение человека жизни, которую Господь передал ему через родителей, убийство людей с момента начала их жизни под сердцем у матери (зачатия) до последнего вздоха. Запрещается убийство в любой форме, и возраст человека не имеет значения. Как только он получает от Бога жизнь, в материнской утробе, так и становится живым человеком.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|