Автор: протоиерей Борис Балашов
Наверное, все наслышаны о "страшных и злых бабках", которые обижают и выгоняют из храмов всех тех, кто им не понравился или просто не знает, как себя вести в церкви. Вопрос, в принципе, поднимается правильный: в церковных лавках и за свечным ящиком должны всегда быть доброжелательные и церковно грамотные люди.
Но вот вспоминаю свою молодость. В четырнадцать лет в 1961 г. я самостоятельно стал ходить в православный храм. Время было оголтело атеистическое. Старосты во всех городах, за очень редким исключением, были ставленниками исполкомов. Они же и подбирали работников в храм за свечные ящики. Я ничего не понимал в церкви, это было сразу видно, но с уважением относился к церковным работникам. Да, бывало и формальное отношение с их стороны, но гораздо чаще встречалось теплое и доброжелательное сочувствие. Как могли, они объясняли, как ставить свечки, как подавать поминание, как молиться в храме.
Сейчас мне мало приходится бывать в других приходах. Но все же могу сказать, что там, где я был, мне не приходилось видеть хамского и пренебрежительного отношения к начинающим и малопонимающим людям со стороны женщин за ящиком. Хотя, конечно, где-то это встречается.
Какие же могут быть причины грубого поведения людей, работающих в храме?
Во-первых, это зависит от того, насколько настоятель следит за поведением работников в храме. К сожалению, это весьма сложно делать.
Во-вторых, в настоящее время найти вменяемого воцерковленного работника на смешную зарплату, которую получают в большинстве храмов, очень и очень непросто. Работа в лавке с современными людьми требует громадного терпения. Так, немалое количество нецерковных людей, считающих себя православными, приходят в храм со своими стереотипами о Церкви, нередко относясь к храму как к комбинату бытового обслуживания. Мне самому иногда по пять раз приходится объяснять одно и тоже, а человек меня не хочет понимать - у него собственное мнение о Христианстве и Православии, и, не имея понятия о Евангелии и о Христе, он учит нас, как надо молиться в Церкви, как правильно совершать Таинства Крещения и Покаяния, как служить молебны и отпевания… Слава Богу, такое самоуверенное невежество все же не у многих встречается.
Бывает, от человека слышишь: "В храм приходишь в хорошем настроении, с открытой душой, и почти во всяком храме тебе в душу наплюют". Получается, далеко не в одном храме, а практически везде человек встречает к себе негативное отношение церковных работников. Как же так, себя человек оценивает хорошо, а в храмах - одни хамы?! Это уже классический пример гордости, которая стремится увести нас с пути покаяния и спасения.
Бог ждет нашу душу и любит нас. Есть такая духовная закономерность: когда человек ведет борьбу с грехом в своем сердце, освящая свою душу вдумчивым чтением Евангелия и покаянной внимательной молитвой к Богу, состояние души начинает меняться, там становится теплее, а вместе с тем становится добрее мир и вокруг нас.
Могут пугать "равнодушие", "злоба" людей, часто посещающих храм, приступающих к Таинствам Исповеди и Причастия, соблюдающих пост (неважно, действительно проявлялись ли эти качества на самом деле или они были явно надуманны). Но дело в том, что Церковь - это, во-первых, духовно-телесный организм, семья Христова, в которой верующие воспитываются как христиане; во-вторых, Церковь - это духовная лечебница, больница, куда приходят больные грехом люди, чтобы в течении многих лет лечиться от страшной болезни - греха. Поэтому все христиане, старающиеся совершать указанные дела благочестия, - грешники, осознающие свой грех и старающиеся в большей или меньшей степени трудиться для своего духовного выздоровления.
Чем, собственно говоря, отличаются православные христиане от неверующих? Всем Господь дал Свои многие дары. Но, вследствие грехопадения, все люди находятся не в том райском состоянии, в котором были сотворены, а в состоянии согрешившем. Поэтому грешники - все. Но христиане, осознают свои грехи и ведут с ними борьбу, то есть являются грешниками кающимися, а значит, и постепенно выздоравливающими от своей греховной болезни. Люди, не совершающие свое покаяние с Божией помощью, остаются духовно не исцеленными. Таким образом, про искренних православных христиан можно сказать, что они больны, но уже выздоравливают в той или иной степени от своей греховной болезни, а неверующие во Христа, хотя и много нравственных ценностей могли получить от Бога, не могут без веры и покаяния преодолевать свои грехи, и их души остаются во власти греха. Поэтому ждать от каждого прихожанина духовно-нравственного совершенства преждевременно.
Надо отметить и еще один момент. Те, кто приходят в брюках, без платка и накрашенные, стоят перед тем же Богом, а если еще и с внутренним покаянием и осознанием своего недостоинства, то именно их молитвы Господь примет в первую очередь, так как смотрит на сердце человека, а не на платок и юбку. При этом, конечно, замечу, что правила скромности и целомудрия в одежде и внешнем виде соблюдать нужно.
Что же посоветовать, чтобы улучшилось духовное самочувствие в храме?
В древности опытные монахи говорили новоначальным: "Увидишь грех брата (то есть монаха) - покрой его своей любовью". Постарайтесь и вы прощать обиды тех, кто к вам недоброжелательно отнесся, и молитесь об их здравии и спасении. А кроме того, читайте ежедневно Евангелие и каждый день молитесь. Если вы искренне будете это делать, уверен, многое изменится в вашей жизни.
Фото: Евгений Цапенко
Хамство в церкви Автор: Наталия Гусева Что же это такое: хамство в Церкви? Как с ним бороться и надо ли? Как на него реагировать тем, кому хамят, и тем, кто стоит рядом и слышит это?
О прейскурантах и пожертвованиях Автор: Протоиерей Борис Балашов "Христос гнал и бичевал продающих и покупающих в храме, а у нас в храмах уже прейскуранты висят, что и сколько стоит…"
Знакомые упреки
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|