Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд)
Митрополит Иоанн (Вендланд)
Праздник Крещения Господня называется иначе Богоявлением, потому что во время Крещения произошло явление Бога людям. Затем Дух Святой явился при отверзшемся небе в виде голубя, и Отец Небесный явил Себя голосом, сказав: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1, 11).
Праздник Крещения Господня называется также и Просвещением, потому что, явившись, Христос разгоняет тьму всякого рода заблуждений - и ложного идолопоклонства, и греховную тьму - и дарует свет истинного Богопознания и Свет праведности. Он просветил сидящих во тьме и тени смертной (Лк. 1, 79), - так говорит святой апостол и евангелист Лука. Но мы знаем, что где Свет Божий, там и жизнь. Это записано в Евангелии от Иоанна: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 4).
Итак, Христос Спаситель, крестившись во Иордане, не только явил нам Бога, но и принес с Собою для нас свет и жизнь. Вот почему верующие родители должны заботиться о том, чтобы крестить своих детей в младенческом возрасте. Как же их оставить во тьме? Как же лишить их жизни, когда и свет, и жизнь передаются через Таинство Крещения? Так что нужно просветить детскую душу Таинством Крещения, надо, чтобы младенцы получили Духа Святого. И, наконец, не надо заграждать младенцам путь к Господу по слову Самого Христа, Который сказал: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).
Крещение - это второе рождение. Господь сказал: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Так можно ли заграждать детям вход в Царство Небесное?
Наконец, в празднике Богоявления есть особая сторона, о ней говорит святой апостол Павел в Послании к Титу.
Оказывается, Богоявление, происшедшее во время Крещения Господня, - только первое Богоявление, а будет и второе Богоявление. Святой Апостол Павел, обращаясь к Титу, говорит так: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11-12). Итак, первое Богоявление, Крещение Господне, дает нам заповедь жизни. Как жить? Надо жить, отвергнув нечестие и мирские помыслы; надо жить целомудренно, праведно и благочестиво. В этом как бы программа нашей земной жизни, но впереди - будущее, мы должны ожидать блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 13).
Это и есть второе Богоявление - явление славы великого Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Это есть не что иное, как Второе Пришествие Христово. Мы все должны жить в его ожидании, потому что ожидание второго Богоявления, то есть Пришествия Христова, как раз и заставляет нас жить в соответствии с заповедями Христовыми - целомудренно и праведно.
Итак, празднуя первое Богоявление, празднуя Крещение Господне, будем ожидать и второго Богоявления, когда Христос придет с Неба, чтобы даровать тем, кто старался жить по заповедям Его, Жизнь Вечную.
1982 год.
Вопросы, связанные с праздником Крещения Господня и освящением воды
Купель спасения
От воды и Духа
Православное Таинство Крещения
Проповедь в праздник Крещения Господня 19 января 1983 года
Проповедь митрополита Иоанна (Вендланда) в праздник Крещения Господня 19 января 1989 года Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|