Автор: Юрий Большаков
Музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока подготовил новую выставку "А. Блок и Первая мировая война", в которой отражены события личной жизни поэта и его семьи с июня 1914 по март 1920 гг.
Показ выставки и презентация - на открытии нового музейно-выставочного комплекса музея "Новый Иерусалим" 7 ноября 2014 года. Приглашаются все желающие.
Константин Сомов. Портрет Александра Блока. 1907
Первую мировую войну называют "великой и забытой". "Великой" она именуется потому, что в этой войне приняли участие 62 из существовавших тогда 73 стран мира, а ее жертвами были более 11 миллионов человек - солдат, офицеров и мирных жителей. Война определила новый этап в мировой истории. Следствиями Первой мировой войны стали глобальные перемены и социальные катаклизмы XX века - распад империй, революции, гражданские войны. В России она привела к глубокому кризису и стала причиной двух революций 1917 года.
Для нашей страны война стала колоссальной трагедией, которая привела к дегуманизации межличностных, национально-религиозных, сословно-классовых, идейно-политических отношений в российском обществе. Все это ускорило процессы перерастания межгосударственной войны во внутреннюю, гражданскую. В советские годы эта война стала именоваться "империалистической", "преступной". Были забыты трагедии, герои, жертвы этой войны. Поэтому сегодня историки называют эту войну "забытой".
Забыта она была не столько памятью простых людей, сколько элитой, для которой эта война была обвинением в их полной некомпетентности и неспособности вывести страну из тупика. Точные данные о потерях российской армии во время Первой мировой до сих пор неизвестны. Оценочное число погибших в ней - от 1,7 до 2,3 млн человек; пленных - 4 млн человек. Война сделала инвалидами 600 тысяч человек. Россия в Первой мировой войне оказалась в сложном положении: она не проиграла, но и не вошла в число победителей. Причина этого - в последующем революционном хаосе и социальных катаклизмах.
Выставка, подготовленная музеем-заповедником к 100-летию Первой мировой войны, рассказывает об участии в ней великого поэта и членов его семьи - тогда эта война называлась "Второй Отечественной". Начальный период войны вызвал мощный патриотический подъем, сплотил общественность, активизировал земское движение. Манифест о войне императора Николая II был поддержан по всей России. Мужчины шли добровольцами на фронт или на службу в санитарных поездах и госпиталях, женщины становились сестрами милосердия; при фабриках и заводах, в дворянских усадьбах и высших учебных заведениях создавались лазареты. В кратчайшие сроки произошла перестройка промышленности на выпуск нужной фронту продукции. Газета "Московские губернские ведомости" 2 августа 1914 года, на следующий день после объявления войны писала: "Пусть каждый работает за себя и за ушедшего, пусть нивы русской земли не оскудеют, как не оскудела она героями и добрыми людьми".
На выставке представлены уникальные материалы из фондов музея-заповедника, из архива литературы и искусства города Москвы, связанных с пребыванием на фронтах Первой мировой войны А. Блока, членов его семьи, поэтов Серебряного века.
Музей-заповедник располагает большим иллюстративным материалом о Первой мировой войне. В его фондах хранится двухтомное издание "Великая война в образах и картинах" (М., издание Д.Я. Маковского, 1915-1916 гг.), фотографии из которого частично представлены на выставке. Отдельными стендами представлены почтовые открытки времен Первой мировой войны, военные номера журналов "Нива", "Пробуждение", "Солнце России". Из раритетов показаны фотографии А.А. Блока на местах его службы в Белоруссии, его письма, рисунки, карта, записная книжка, фотографии Л.Д. Блок в костюме сестры милосердия, работавшей в госпитале во Львове (Западная Украина), Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттух - отчима А. Блока, воевавшего на Галицийском фронте. Особо востребованным в годы войны было поэтическое творчество известных и малоизвестных поэтов, которые активно сотрудничали с газетами, журналами и публично исполняли свои произведения. Их стихи способствовали подъему патриотического духа народа и сплачивали нацию. На выставке представлены произведения поэтов, писателей, философов - издания с публикациями А.А. Блока стихотворений о войне: (журнал "Апполон" 1910 г.), "Стихи о России" (Пг., издание журнала "Отечество",1915 г. и др.); С. Городецкий "Четырнадцатый год" (Пг., 1915 г.), Ф. Соллогуб "Война" (Пг., издание журнала "Отечество", 1915 г.), В.В. Розанов "Война 1914 года и русское возрождение" (Пг., 1915 г.), альманах "Война" (М., "Меч", 1914) и другие.
Выставка будет открыта в новом музейно-выставочном комплексе музея "Новый Иерусалим" 7 ноября 2014 года.
1914 год
Роковой для России и Европы 1914 год прошел у Александра Блока под знаком увлечения оперной певицей Л.А. Андреевой-Дельмас, вдохновившей поэта на создание лирического цикла "Кармен" и поэмы "Соловьиный сад". Отношения с ней составили самую счастливую страницу в жизни Блока, недаром ее образ сливался с хозяйкой Соловьиного сада. Поэма не только одно из самых интимных исповеданий, но и итог всего пережитого, выстраданного Блоком. "Лучшее, что у меня есть сейчас, - небольшая поэма "Соловьиный сад"; я работал над ней почти два…", - писал он редактору газеты "Русское слово" Ф.И. Благову. В пейзаже поэмы отразились воспоминания о местечке Гетари в Южной Франции (на Бискайском побережье Атлантического океана), где Блок жил летом 1913 года. Начинается поэма изображением спокойной трудовой жизни; герой поэмы возит на осле камни, которые добывает на берегу моря. Но затем его побеждает соблазн "соловьиного сада", мимо которого он возил тяжелую ношу. "Соловьиный сад" - это "та голубая дымка за плечами", те "женщины с безумными очами", которые зовут от жизни труда к жизни наслаждений. Попав в соловьиный сад, герой не может забыть о настоящей жизни, жизни труда на берегу моря. Герой поэмы бежит из сада. Но вернуться уже некуда, уже все исчезло, разрушилось. Он не может найти ни своего дома, ни осла. Герой поэмы оказался между двумя станами, чуждый обоим, одинокий и обреченный.
В поэме заключен глубокий автобиографический смысл. Не случайно поэт подарил книгу Л.А. Дельмас с дарственной надписью: "Той, которая поет в Соловьином саду". Блок и сам прожил свою жизнь в "соловьином саду", в котором прислушивался к "отдаленному шуму прилива". И вот настало время уйти из соловьиного сада: только отдавшись стихии, только прислушиваясь к ее голосу, ритмам человек (и поэт) станет причастным к историческому движению и постигнет его величественно-трагический пафос. Отсюда вытекает призыв Блока не отгораживаться от происходящих событий, а "всем сердцем, всем сознанием слушать их". Поэтому он соглашается участвовать, считает своим долгом быть причастным и по-своему пытается познать и объяснить смысл происходящего.
Июнь Блок проводил в любимом Шахматове, в Клинском уезде. Он много читал, переводил Флобера, без устали объезжал верхом окрестности. Стояла ужасная жара, горели леса и торфяники между Клином и Тверью. До начала войны оставались считанные дни. "Здесь почти все время засуха и жара…", - пишет Блок жене Любови Дмитриевне из Шахматова в Финляндию. В письмах все больше нарастает острое ощущение неизбежности близящейся войны. 15 июля Блок записывает: "Пахнет войной". 16 июля в России объявлена частичная мобилизация, 18-го - всеобщая. Начало войны отразилось на судьбе его родных и близких. Быстро изменился стиль сельской и городской жизни. В Шахматово пришла телеграмма от Франца Феликсовича: его вызывают к месту службы; 19 июля Германия объявила войну России. Начинается мировая война.
Блок с матерью спешно выезжают в Петербург. 20 июля опубликован манифест царя. 24 июля Австро-Венгрия объявила войну России. 4 августа русская Первая армия переходит германскую границу в Восточной Пруссии. 7 августа Вторая армия переходит в наступление и погибает в Мазурских болотах. Приехала в Петербург с гастролей из Куоккалы Любовь Дмитриевна, с 7 августа поступила учиться в общину сестер милосердия. Ходила за ранеными в Александровской больнице. Выучилась и получила назначение в госпиталь, организованный на средства семьи мецената М. И. Терещенко и вскоре уехала на Юго-Западный фронт. 3 сентября Блок, проводивший ночью с товарной станции Варшавского вокзала жену на фронт, записал в дневнике: "Поехала моя милая". Она проведет на войне девять месяцев - до середины марта 1915 года, преимущественно во Львове. "Из нее вышла образцовая сестра милосердия - строгая, исполнительная, энергичная, неутомимая и авторитетная", - вспоминала Мария Андреевна. 18 августа был издан высочайший указ о переименовании Санкт-Петербурга в Петроград. Мережковские устраивали патриотические чтения стихов. Блока тоже звали читать. Ура-патриотическими виршами успели согрешить и Сологуб, и Городецкий. А творческое поведение Блока-поэта в ситуации начавшейся войны отмечено целомудрием. Он думает и пишет не о войне, а о России, о своем индивидуальном к ней отношении. 26 августа заканчивает начатое в конце предыдущего года стихотворение "Грешить бесстыдно, непробудно…" с его известным финальным двустишием: "Да, и такой, моя Россия,/Ты всех краев дороже мне".
30 августа Блок поехал в Петергоф - навестить Александру Андреевну. Возвращаясь, он увидел, как уходил на войну эшелон. Это впечатление отложилось в набросанном на следующий день стихотворении "На войну" (впоследствии стало именоваться по первым строчкам - "Петроградское небо мутилось дождем…"), которое осталось единственным непосредственным откликом поэта на военные события. 21 сентября 1914 года оно было напечатано в газете "Русское слово". Там же было напечатано под заглавием "Россия" стихотворение "Грешить бесстыдно, непробудно". Стихи Блока военного времени резко отличаются от поэзии этого периода Н. Гумилева, С. Городецкого, Игоря Северянина. Философия Блока была иной. Далекий от батальных восторгов, он считал, что война "оказалась достойным венцом той лжи, грязи и мерзости, в которых купалась наша родина". Мысли о России, о народе, страдавшем, погибавшем на полях сражений, ощущение человеческого горя и слез не покидали Блока.
19 октября 1914 года отправился на фронт и отчим Александра Блока, генерал Ф.Ф. Кублицкий-Пиоттух. "Сегодня ночью мы провожали Франца, сообщает Блок жене. - Он уходит с эшелонами". Генерал командовал сначала бригадой, потом дивизией и участвовал в Галицийском походе, составляя часть армии Брусилова.
Известность Блока росла. В годы войны он занял место первого поэта России. В начале войны поэт проявил большой интерес к деятельности общественных организаций. С августа 1914 года Блок работал в "попечительстве" - в Комитете помощи семьям "запасных" и мобилизованных. Районное попечительство помещалось на Псковской улице, в доме № 18. Блок присутствовал на заседаниях попечительства, получив обследовательские карточки, ходил по указанным адресам и собирал сведения о материальном положении семей, кормильцы которых или были призваны в армию, или призывались. Проводил обследования в своем районе и собирал пожертвования. Блок познавал жизнь бедных кварталов, прилегающих к Пряжке. Иногда появляется на эстраде - на литературных вечерах в пользу раненых и беженцев, собиравших большую аудиторию то в зале Городской думы (25 января 1915 года), то в Доме армии и флота, то в Тенишевском зале. Эмоциональной доминантой его выступлений осенью становится "влюбленность" в Россию, по точному выражению Гиппиус. Чувство бескорыстное, свободное от какого бы ни было расчета. Патриотических стихов Блок не читает и не пишет. Свою славу, свой престиж певца Прекрасной Дамы и Незнакомки поэт в известной мере приносит в жертву, желая привлечь читательское внимание к гражданской тематике с его горьким привкусом.
Редакторы не всегда встречают блоковские стихотворные думы одобрительно. Без особого энтузиазма в конце 1914 года публикует Маковский в "Аполлоне" стихотворение, которое потом станет легендарным (с 1916 года оно будет сопровождаться посвящением З.Н. Гиппиус): "Рожденные в года глухие/ Пути не помнят своего./ Мы - дети страшных лет России - /Забыть не в силах ничего". Начавшаяся война лишь потом будет Названа "Первой мировой" и осознана как фатальная веха истории человечества. Блок уловил всемирное ощущение "роковой пустоты" уже на второй месяц военных действий.
1915 год
Среди зимы приезжал на короткое время в Петроград Франц Феликсович, "очень бодрый, хороший", - писал Блок. Шинель генерала была забрызгана кровью. Об этом вспоминал троюродный брат и друг Блока поэт С.М. Соловьев. Любовь Дмитриевна вернулась из Львова в мае 1915 года. Летом она играла в труппе Зонова в Куоккале. О Блоке военных лет оставила воспоминания Е. Кузьмина-Караваева, тогда молодая поэтесса, впоследствии легендарная героиня французского Сопротивления, побывавшая у него дома, в его квартире.
В конце мая 1915 года в издании журнала "Отечество" поэт выпустил книжку "Стихи о России", посылая которую матери, он заметил: "Все - не заказное". В эту внешне скромную книжечку поэт включил двадцать три стихотворения и открыл ее стихами "На поле Куликовом", где уже давно объяснился в любви к России. Эта книжка по-новому открыла Блока России. "Мы и не подозревали, - писал в рецензии Г. Иванов, - читая в каталогах об этой маленькой книжечке военных стихов, что на серой бумаге, в грошовом издании нас ожидает книга из числа тех, которые сами собой заучиваются наизусть, чьими страницами можно дышать, как воздухом…". Небольшая книжка в бумажной обложке, оформленная художником Георгием Нарбутом, представляет собой поэтическую вселенную автора, квинтэссенцию всего блоковского. Она соединяет мотивы и ритмы всех трех томов лирики, она внутренне философична и универсальна по содержанию. Вся прибыль от издания поступает в Общество русских писателей для помощи жертвам войны. А главное - роман Блока с Россий творчески завершен. Свою книгу Блок подарил Ф.Ф. Кублицкому-Пиоттух, послав ее с оказией на фронт с надписью: "Милому Францику, обреченному быть на этой пошлой войне".
8 сентября 1915 года Николай II берет на себя обязанности главнокомандующего русской армией…
Ю.П. Большаков
Продолжение статьи
Сочельник в лесу Автор: Александр Блок
Ризу накрест обвязав,
Свечку к палке привязав,
Реет Ангел невелик,
Реет лесом, светлолик. |
Вербное воскресенье. Стихи русских поэтов Предлагаем вам подборку стихотворений, посвященных празднику Входа Господня в Иерусалим.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|