Автор: Диакон Иоанн Иванов
Совсем недавно по телеканалу "Культура" впервые транслировали новый двадцатисерийный фильм Николая Досталя "Раскол". Это историческое кино на тему, ни разу не поднимавшуюся в кинематографе - раскол в Русской Православной Церкви. На экране впервые появляется целая группа известных исторических персонажей, обойдённых вниманием отечественных кинематографистов. Среди них цари Алексей Михайлович и Федор Алексеевич, патриархи Иосиф, Никон, Иоаким и Питирим, ближайшие советники царского дома бояре Морозовы и Долгорукие, известнейшие священники и духовные отцы тогдашней Руси Иван Неронов, Стефан Вонифатьев, Аввакум Петров.
Кадр из фильма "Раскол"
"Раскол" снимался во множестве исторических мест: в Московском Кремле, Коломенском, Ростове, Суздале, Кириллове, Ферапонтове и даже на Соловецком архипелаге. Отмечу красивейшее и богатое музыкальное оформление: от возрожденных народных напевов до стилизованного церковного пения. К сожалению, в фильме отсутствуют одноголосные или унисонные знаменные распевы, присущие XVII в.
Такие работы - редкость в наше время. Бережного отношения к историческому материалу уже не встретишь, обычно пытаются снимать вольные притчи с известными персонажами, от исторических прототипов в которых остаются только имена. К чести актёров "Раскола", многие из них, особенно молодые, демонстрируют искренний интерес к той эпохе. Фильм сделан спокойно, мудро, без назидания и однозначности. Это кино хочется воспринимать как экранизацию исторического процесса, экскурсию, позволяющую познакомиться с бытом и жизнью наших предков. Смею предположить, что 99,9% наших сограждан мало что вообще знают о XVII в., об эпохе церковного раскола.
Однако для зрителя становится очевидным посыл авторов и создателей фильма. Раскол - не просто историческое явление, не только результат церковной реформы патриарха Никона. В эпоху бунтарского XVII в. происходит раскол внутри русского общества, в душе русского человека. В фильме это хорошо показано на примере основных действующих лиц: царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума. Крайнее проявление греха, гордыня, в одном человеке сталкивается с гордыней другого человека - в результате мы видим бескомпромиссное противостояние людей, близких ранее по духу, по мысли, по вере. Их единение и примирение возможно только через покаяние и смирение, причем только при обоюдном желании. И это, безусловно, относится и к нашей эпохе. Фильм "Раскол" - актуальный повод для размышлений о нашем отношении к другому человеку, к его ошибкам или его успехам. Стоит задуматься, какой метод выберем мы, чтобы не допустить раскола среди наших единомышленников, да и внутри себя тоже.
Как и наши соотечественники XVII века, мы переживаем время разногласий и перемен. Эти перемены происходят как в государстве, обществе, так и в Церкви. События по-разному резонируют и отражаются внутри нас, по-разному люди и реагируют. На что мы - русские люди - готовы пойти и чем должны пожертвовать сегодня, чтобы не допустить подобных расколов? Выбор, как и прежде, за нами.
Фото: http://samaratoday.ru
Фильм "Раскол": итоги и уроки
Величие Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|