Автор: Ирина Филиппова
В последние годы в нашем кинематографе вышло немало фильмов на историческую тему. Думается, это не случайно, ведь обращение к истории оправдано поисками путей современной России, стремлением людей вернуться к нравственным устоям.
Недавно на российском телевидении прошла премьера двадцатисерийного фильма Н. Досталя "Раскол". Старообрядческий раскол в Русской Православной Церкви - одно из важнейших событий отечественной истории. И авторы фильма справедливо рассматривают данную проблему как одну из ключевых в судьбе русского общества при переходе от Московского Царства к Российской Империи. Несомненно, авторы наряду с попыткой исторической реконструкции эпохи постарались выразить и свой взгляд на проблему раскола и его последствия. Насколько точно и объективно удалось им это сделать? Об этом мы хотим поговорить в этих публикациях.
Кадр из фильма "Раскол"
Обращение к истории помогает осознать настоящее
Рецензентом сценария фильма "Раскол" за несколько лет до его выхода на телеэкраны стал священник Клинского благочиния, настоятель Троицкой церкви с. Захарово игумен Тихон (Полянский). Мы побеседовали с о. Тихоном, выяснили его мнение о том, насколько актуальна тема сериала, и попросили оценить сценарий с исторической точки зрения.
- Отец Тихон, Вы были знакомы со сценарием сериала "Раскол" задолго до настоящей премьеры. Расскажите подробнее, как это получилось?
- Действительно, со сценарием я весьма внимательно познакомился еще в конце 2008 года. Наш благочинный священник Евгений Мальков передал мне просьбу председателя епархиального Отдела по издательской деятельности и связям со СМИ протоиерея Николая Погребняка (ныне иеромонаха) о церковно-историческом рецензировании сценария М. Кураева "Раскол". В тесном контакте со мной со стороны кинопроекта находился В. Смоктий - сценарист, наиболее памятный нашему зрителю по фильму "Сын полка" (1981 г.) по одноименному роману В. Катаева. После прочтения сценария мною был дан как общий отзыв, так и сделаны постраничные замечания.
- Батюшка, Вы, наверное, специалист в области раскола, коль скоро просьба поступила к Вам?
- Нисколько не претендую на глубинные познания в этой области. С расколом было связано мое первое историческое исследование, а также мне довелось ознакомиться с любопытной докторской диссертацией В. В. Шмидта (2004 г.) о роли патриарха Никона в русской истории XVII в. и дать на нее отзыв. Просто некоторые навыки исторической работы, наверное, оказались полезными в этом случае.
- Как бы Вы оценили значение темы сериала? Насколько сегодня эта далекая история заинтересует зрителя?
- Если с долей улыбки говорить о поклонниках сериалов вообще, то их, несомненно, заинтересует все то, где есть любовь, интрига, приключения, жестокость и нежность, верность и предательство… Если же более серьезно, то эпоха раскола явилась не только рубежом между Русью Древней и Россией Нового времени, но и периодом, когда были сформированы основы и положены начала дальнейшей национально-государственной политики. Раскол - одна из величайших трагедий русской истории, и к этому историческому опыту русское общество должно обращаться постоянно, чтобы более глубоко осознавать свое настоящее.
- Как Вы думаете, этот фильм церковный?
- Я думаю, что нет, о чем и написал в 2008 году старшим сопастырям и инициаторам кинопроекта: "Сценарий не может считаться, да и не претендует быть выразителем церковной позиции по вопросам старообрядчества, что, конечно, позволяет авторам иметь достаточное пространство для презентации собственных взглядов на отечественную историю. Искренне хотелось бы пожелать им соблюсти твердую грань между достоверным воспроизведением и ангажированным переписыванием великого исторического события".
Сами издатели изначально позиционируют кинокартину как художественную, одновременно не скрывая своей невоцерковленности, как, например, сценарист М. Кураев - человек некрещеный и неверующий. Режиссер Н. Досталь в интервью пояснил, что не указывает фамилии церковно-исторических консультантов в титрах, поскольку вместе с М. Кураевым считает "необходимым полную ответственность за снятое возложить на себя", и они вместе являются "ответчиками и перед историками, и перед богословами, и перед всеми зрителями картины". Что же, по крайней мере, это честная позиция.
- Какие замечания Вами были сделаны?
- От самых элементарных (вроде того, что в Пустозерске, где сидел Аввакум, в декабре не может быть яркого морозного неба: город-то за Полярным кругом, где в это время - полярная ночь) до тех, которые считаю принципиальными: не отрицая в целом наличия весьма неприглядных даже с точки зрения нынешней морали фактов в русской жизни XVII столетия, хотелось бы напомнить авторам, что грех никак не мог идеализироваться или оправдываться в религиозной атмосфере народного уклада жизни.
- Что Вы могли бы пожелать зрителям этого сериала?
- Глубже изучать подлинную русскую церковную историю и не оценивать ее только по художественным фильмам и книгам на исторические темы.
Беседовала И. Филиппова
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
1. Проведена широкомасштабная книжная "справа", выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг.
2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена "метаний", или малых земных поклонов (во многих случаях земные поклоны заменены поясными).
3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
4. Возглас "аллилуия" во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуия), а трижды (трегубая).
5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
Фото: http://www.kino-teatr.ru
Жить по вере. Пойдите и посмотрите
Наша вера Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|